Народ против эволюции

Уже 90 лет люди пытаются оспорить родство с обезьянами в суде

В 1925 году в Америке начался первый судебный процесс по делу учителя, который нарушил закон, запрещавший преподавание теории эволюции. С тех пор в мире не утихают тяжбы между сторонниками Дарвина и теми, кто считает, что жизнь на Земле была создана Творцом.
В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою работу «Происхождение видов», в которой изложил теорию эволюцию — фундаментальные принципы, объясняющие, как появляются и изменяются живые существа. В 1871 году ученый пошел еще дальше и замахнулся на происхождение человека, опубликовав работу «Происхождение человека и половой отбор». Он утверждал, что человек произошел от «покрытого шерстью хвостатого четвероногого животного, вероятно обитавшего на деревьях в Старом свете».

Теория Дарвина была поддержана публикациями других ученых, а вот общественность, особенно в США, была крайне возмущена.

«Обезьяний процесс»

В 1925 году в американском штате Теннеси был принят закон, который запрещал преподавать в школах и университетах «любую теорию, которая отрицает историю божественного сотворения человека, как учит Библия, и вместо этого учит, что человек произошел от низших форм животных».

У этого закона нашлись противники, в частности Американский союз защиты гражданских свобод. Через пару месяцев после принятия закона союз опубликовал в газете города Чаттануга объявление о поиске учителя из штата Теннеси, который был бы готов нарушить этот закон и предстать перед судом под защитой адвокатов союза.

Это объявление прочли в соседнем Дайтоне, видные горожане которого решили привлечь внимание к своему городу при помощи судебного процесса. Они нашли учителя по имени Джон Скоупс, который согласился выступить обвиняемым, хотя преподавал биологию, лишь когда заменял основного учителя, и впоследствии признавался, что не помнит наверняка, чтобы он проходил с классом теорию эволюции.

Джон Скоупс. Фото: Wikipedia

Суд на Скоупсом начался 10 июля 1925 года. Учителя защищали видные юристы того времени, в частности руководитель Союза защиты гражданских свобод. Дело получило очень широкую огласку и стало известно как «обезьяний процесс». В Дайтоне, готовясь к наплыву публики, несколько кварталов сделали пешеходными, перед судом организовали площадку для выступлений, а для туристов устроили лагерь. Здание суда оснастили по последнему слову тогдашней техники: с заседания велась прямая радиотрансляция, что в то время было новшеством.

Толпа перед зданием суда в Дайтоне. Фото: Wikipedia

Прения закончились обвинительным приговором и штрафом в 100 долларов, которые Союз защиты гражданских свобод компенсировал Скоупсу.

Запретить эволюцию

Вслед за штатом Теннеси законы, либо вовсе запрещающие рассказывать школьникам о теории эволюции, либо требующие отводить равное время на преподавание учения Дарвина и доктрины о божественном творении, приняли несколько штатов. Это повлекло множество разбирательств, которые привели к отмене антиэволюционных законов в 1960—1980-х годах. Однако судебные тяжбы и попытки борьбы с эволюционной теорией «на местах» продолжаются и по сей день.

Например, в 2002 году в округе Кобб штата Джорджия местный школьный совет постановил на учебниках естествознания в обязательном порядке писать следующее: «Этот учебник содержит материал об эволюции. Эволюция — это теория, а не факт, касающийся происхождения живых существ. К этому материалу следует относится непредубежденно, изучать его тщательно и рассматривать критически». Несколько родителей обратились по этому поводу в суд, и после двух лет разбирательств школьный совет отказался от своей идеи.

В 2008 году во Флориде Департамент образования включил термин «научная теория эволюции» в образовательные стандарты. До этого «эволюцию» осторожно называли «изменениями с течением времени». Приставка «научная теория» была добавлена, чтобы успокоить тех членов совета, которые «эволюцию» не переносят на дух. Это вызвало протесты в некоторых учебных заведениях, где возмутились тем, что новые стандарты преподносят эволюцию как доминирующую научную концепцию, а не как одну из теорий, существующую наравне с другими версиями устройства мира.

Догнать и перегнать Америку

Большинство судебных дел, связанных с попытками запретить преподавание эволюционной теории, или, наоборот, добиться отмены такого запрета, происходят в США.

Однако в 2006 году в России школьница Мария Шрайбер и ее отец подали иск к Министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга. По мнению Шрайберов, школьникам навязывают изучение эволюционной теории, а в учебнике, по которому обучалась Мария, не было конкретных научных фактов, подтверждающих теорию эволюционного происхождения человека. Так что были ущемлены права школьницы на качественное образование и получение достоверной информации, а также были оскорблены ее чувства как верующего человека.

Кроме того, отец Марии обвинил Министерство образования в пропаганде марксизма, коммунистических идей, навязывании атеизма и агрессивных выпадах в адрес верующих.

Иск был подан в июле 2006 года в Петербурге и отклонен судом в феврале 2007 года. Поданная затем семьей Шрайберов жалоба в вышестоящие инстанции также была отклонена. Пресса окрестила дело Шрайберов «русским обезьяньим процессом» за сходство с тяжбой 80-летней давности. И хотя ученые-биологи не сомневаются в правомерности эволюционной теории, есть все основания полагать, что далекие от науки граждане будут пытаться оспорить это фундаментальное научное построение еще не одну сотню лет.