В 12 раз быстрее "Вояджеров"

До облака Оорта можно долететь всего за 30 лет

Редакция "Чердака" выяснила, что существует концепция космического аппарата, который в 12 раз быстрее всех существующих и способен за тридцать лет долететь до облака Оорта, которое начинается в тысяче астрономических единиц от Солнца (орбита Земли — 1 а.е., расстояние до Плутона чуть меньше 30 а.е. в самой близкой точке).

Облако Оорта — это предполагаемый источник комет. Вероятно, там несколько миллиардов замерзших астероидов, которые могут быть старше самой Солнечной системы. Современные телескопы не позволяют изучить облако Оорта напрямую, а для космических зондов оно слишком далеко. Достаточно сказать, что «Вояджер-1», самый далекий и быстрый аппарат в истории человечества, удалился на 130 а.е. «Вояджер-1» запустили 5 сентября 1977 года, так что на полет к облаку Оорта у него ушло бы почти триста лет.

Прогресс в области ракетных двигателей практически остановился, поэтому, если бы «Вояджеры» строили в наше время, они вряд ли стали бы намного быстрее. Даже ионные двигатели, превосходящие ракетные в экономичности, на сегодня бессильны — для полета в облако Оорта предлагается нечто принципиально иное.

В работе Грегори Мэтлоффа и соавторов, представленной в 2008 году, речь идет об аппарате с солнечным парусом. Солнечный парус разгоняется за счет давления на него лучей Солнца . Эффект давления света был предсказан Кеплером, теоретически описан Максвеллом и экспериментально открыт Петром Лебедевым в 1899 году. Круглый парус радиусом 937 метров, стартуя из точки на расстоянии 0,1 а.е. от Солнца, способен разогнать аппарат массой 150 кг до 400 км/с — намного быстрее 17 км/с у «Вояджера-1».

Расчеты показывают, что для старта со столь близкого к Солнцу расстояния (в несколько раз ближе Меркурия) парус надо делать из тончайшей бериллиевой фольги. Расправлять его предполагается за счет надувания водородом, а полезный груз должен разместиться непосредственно в центре круглого диска.