Текст уведомления здесь

Штаны вне школьной программы

Как популяризаторы и педагоги советуют мотивировать школьников к изучению наук

Как вырастить Эйнштейна? Этим вопросом сейчас задаются не только педагоги и родители, но и некоторые школьники, которым самим хотелось бы вырасти в Эйнштейна. Все они собрались на круглом столе, который «Чердак» провел 20 апреля в рамках Московского международного салона образования на ВДНХ. Мы предложили ведущим преподавателям и популяризаторам науки поделиться своим опытом (в том числе и на практике). И вот что из этого получилось.
Добавить в закладки
Комментарии

Участники круглого стола представляли разные области науки: Илья Колмановский (ведущий подкаста «Карманный ученый», журналист, редактор, ученый) — биологию, Владимир Сурдин (автор и редактор научно-популярных книг по астрономии и астрофизике) — астрономию, Григорий Тарасевич (главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера») — историю и социологию, а Владислав Цой (шеф-редактор сайта «Кота Шредингера») выступал с точки зрения потребителя научно-популярного контента. Модерировал круглый стол руководитель редакции «Чердака» Егор Быковский.

Понял то, что раньше знал

Первым микрофон взял Илья Колмановский. Причем взял он его не в две, а в три руки — третья у Ильи резиновая. Именно с ее помощью он демонстрирует свой главный тезис: «Главное в естественных науках — актуализация опыта». Или, если перевести с педагогического языка на человеческий: в ходе обучения нужно обязательно потрогать руками что-то настоящее (или резиновое).

Испытуемым становится случайно выбранный юноша из зала, представившийся Максом. Колмановский выстраивает сложную конструкцию: Макса сажают за стол, просят положить обе руки на стол, между ними помещают резиновую руку. Между настоящей правой рукой и фальшивой ставят перегородку (которую держит Егор Быковский, чтобы эксперимент не развалился в буквальном смысле слова), сверху руки и плечи Макса накрывают пледом, из-под которого торчат только кисти. В результате Макс не видит свою настоящую правую руку, в поле его зрения только левая и правая резиновая. Затем Колмановский начинает поглаживать одновременно его настоящую и резиновую правые руки. Максу приказано не отрывать глаз от муляжа. Зал затаил дыхание, круглый стол превращается практически в сеанс гипноза. И через пару минут оказывается, что Макс испытывает странные ощущения. «Не знаю, как их описать, но они интересные», — признается он. По его словам, настоящая правая рука ощущает легкое онемение, кажется даже, что ей становится сложно управлять. Колмановский добавляет, что если по резиновой руке теперь ударить ножом, то настоящая может даже почувствовать несуществующую боль.

Этот эксперимент появился около 20 лет назад и носит название «иллюзия резиновой руки». Колмановский отмечает, что с такого простого эксперимента можно начать разговор со школьниками о том, как работает кора головного мозга. По его мнению, важно соединить интеллектуальное вознаграждение (абстрактное понимание процесса) с телесными ощущениями (потрогать руками). Именно тогда, проводя эксперимент самостоятельно, школьник может актуализировать опыт и «понять то, что раньше знал».

Наука там, а мы здесь

Вторым выступает Владимир Сурдин. Он продолжает тему, начатую Колмановским, — о значимости практики, но уже на примерах из собственной жизни. Он рассказывает о Волгоградском планетарии, где провел все школьные годы. Тогда особенно мотивированным школьникам могли выдавать ключи от обсерватории, предоставляя доступ к современному на тот момент оборудованию. Благодаря этому он мог приходить туда каждый день после уроков, наблюдать за Солнцем и собирать свою собственную статистику. Результатом стали школьные доклады и, впоследствии, серьезная научная деятельность.

Фото: Анастасия Горшунова / Chrdk.

Фото: Анастасия Горшунова / Chrdk.

По мнению Сурдина, очень важно иметь доступ к настоящему оборудованию. В советские годы, рассказывает он, школьникам даже поручали наблюдать за американскими спутниками, тем самым окуная их в реальную науку. А сейчас даже многие студенты-астрономы жалуются ему, что их не подпускают к телескопам из-за строгостей техники безопасности. «Наука там, — говорит Сурдин, показывая на крышу планетария, — а мы здесь». Но только работая непосредственно с объектом своего исследования, утверждает он, можно увлечься «не бумажной наукой, а настоящей».

Ломать легко и непринужденно

Григорий Тарасевич, третий спикер, переводит разговор в новое русло. Он предлагает применять в педагогике методы журналистики, а именно — рассматривать привычные предметы и понятия с точки зрения всех наук разом, вписывая их в общежизненный контекст (на педагогическом языке это звучит как «развитие метапредметных компетенций»). В качестве примера он приводит работы школьников «Сириуса», сделанные под его руководством. Например, рассказывает он, темой проекта могут стать штаны. Школьникам предстоит «вписать [штаны] одновременно в социальную историю и в историю технологии». И оказывается, что это очень непривычная задача с точки зрения школьных предметов: «Вот здесь физика, вот здесь история, вот здесь биология, а вот штаны — они вообще не в школьной программе». Результатом вписывания штанов в историю становится концепт «брюк как символа социальной мобильности» (с примерами от Древнего Рима до Французской революции).

Вторым примером межпредметных взаимодействий становится история со спиннером. Чтобы примирить педагогов с неожиданно возникшим повальным увлечением, а школьникам — дать почву для размышлений, Тарасевич предложил последним самим придумать, как можно использовать спиннер на разных школьных уроках. В качестве наиболее удивительного изобретения он приводит пример (и признается, что сам бы не додумался до такого) урока ИЗО. Школьники предложили наклеивать на лопасти спиннера кусочки цветной бумаги, чтобы определять (вращая спиннер), какой оттенок получится при смешивании исходных цветов. Таким образом можно стимулировать фантазию и изобретательность школьников, отталкиваясь от привычных и интересных им реалий. «Межпредметную границу, — заключает Тарасевич, — нужно ломать легко и непринужденно, прямо здесь и сейчас».

Бородатые и не очень

Владислав Цой выступает последним, сразу признается в отсутствии законченного высшего образования и предлагает посмотреть на популяризацию глазами школьников и студентов. Он тоже делится собственным опытом и вспоминает, как будучи старшеклассником участвовал в написании статей для «Кота Шредингера». По словам Цоя, это стало одним из важных стимулов, укрепивших его соавторов в желании заниматься наукой. «Популяризация науки, — сообщает он, — должна происходить с двух сторон». Не только ученые должны производить научно-популярный контент, но и самим его потребителям, «седым и не очень седым, бородатым и не очень бородатым», это оказывается крайне полезным.

Однако, как замечает под конец Григорий Тарасевич, все эти методы хорошо работают с теми школьниками, которые уже заинтересованы наукой. А как быть с теми, кто «пойдет пить пиво или кофе, в подворотню», если учитель не придет на урок? Ответ на этот вопрос педагогам и просветителям еще предстоит найти. А пока, говорит Тарасевич, отвечая сам на свой вопрос, нужно перестать делить школьников на заведомо талантливых, которым доступны любые ресурсы, и бесперспективных, которые никому не интересны. Популяризировать науку, как это ни банально звучит, нужно в равной степени для всех.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Человек, добывавший драконов

Иван Ефремов — писатель и палеонтолог

Автор этой заметки уже неделю страдал от отита, когда узнал о том, что скоро со дня рождения Ивана Ефремова исполняется 110 лет и «Чердак» должен срочно что-то об этом написать, поскольку Ефремов известен не только как писатель-фантаст, но и крупная фигура в палеонтологии. Упустить такой шанс больше узнать о любимом им авторе сотрудник «Чердака», даже вконец измученный антибиотиками, не мог — и взялся за работу.
Добавить в закладки
Комментарии

Часть первая,

в которой рассказывается о том, как корреспондент дозванивается в Палеонтологический институт, чтобы поговорить об Иване Ефремове

Когда-то Ефремов работал в Палеонтологическом институте РАН, да еще и заведовал там лабораторией палеогерпетологии (раздел палеонтологии, который занимается древними земноводными и рептилиями, в том числе динозаврами). Туда я и написал.

Мне ответила ученый секретарь и посоветовала связаться с заведующим лабораторией палеогерпетологии Андреем Герасимовичем Сенниковым. Писать письма времени у меня уже не было, так что я сразу позвонил. [ ... ]

Читать полностью

Изобретатели старших классов

Репортаж с финала конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников

В Москве прошел XII Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников от «Сименс». Корреспондент «Чердака» побывала на нем, чтобы выяснить, на что способны изобретатели, заканчивающие старшие классы в школе.
Добавить в закладки
Комментарии

Полностью автономный квадрокоптер, рядом с ним таблица Менделеева размером со школьную доску, со светящимися кнопочками и шрифтом Брайля, чуть поодаль — мягкий игрушечный дом-трансформер розового цвета. Тут же их создатели. Очень серьезные, даже нахмуренные и от этого слишком взрослые старшеклассники готовятся к последнему испытанию — презентации своих проектов перед жюри.

Конкурс проводится с 2006 года, компания принимает сотни заявок от школьников из разных регионов России. В этом году на конкурс, поддержанный Минобрнауки, ребята прислали более 300 работ, из которых только шесть вышли в финал.

Доказать, что ты лучший из лучших, нелегко. Надо не только рассказать о своих проектах и продемонстрировать их в действии, но и ответить на вопросы жюри.

Елизавета Богданова и созданный ею прибор «Рехаб». Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.
Елизавета Богданова и созданный ею прибор «Рехаб». Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

[ ... ]
Читать полностью

Просто разместил объяву

Почему журналы «списка ВАК» публикуют рекламу лекарств прямо в статьях об этих лекарствах

Журнал, претендующий на высокий статус научного, не должен печатать рекламу лекарств, о которых публикует статьи, тем более прямо в этих статьях, однако в России это происходит сплошь и рядом. Ситуацию усугубляет то, что среди рекламодателей встречаются и производители «лекарств», никак не удовлетворяющих требованиям доказательной медицины. «Чердак» пытался понять, законно ли это вообще и можно ли что-то сделать с публикациями, где разноцветные рекламные блоки появляются до того, как сама статья доберется до лестных выводов.
Добавить в закладки
Комментарии

На сайте гомеопатического препарата «Оциллококцинум» есть раздел «Доказательная база», в котором компания «Буарон» разместила ссылки на научные статьи, посвященные эффективности препарата (напомним, комиссия РАН по борьбе с лженаукой утверждает, что лечение сверхмалыми дозами различных веществ, применяемое в гомеопатии, не имеет научных оснований, принципы гомеопатии противоречат известным химическим, физическим и биологическим законам, а убедительные экспериментальные подтверждения ее эффективности отсутствуют).

При этом в трех из семи приводимых «Буароном» публикаций на русском языке можно найти красочные рекламные полосы «Оциллококцинума» — прямо в тексте статей.

Все три журнала («Доктор.ру», Consilium Medicum и «Инфекционные болезни») входят в российский индекс РИНЦ и перечень ВАК (публикации в журналах из этого перечня нужны для защиты диссертации; убедиться в этом можно и на сайте ВАК). А «Инфекционные болезни» — еще и в международную базу Scopus, правда, журнал вошел в нее в мае 2016 года, через четыре года после выхода статьи, посвященной изучению эффективности «Оциллококцинума» при гриппе и ОРВИ. Онлайн журнал доступен только за деньги, но, сходив в библиотеку, «Чердак» убедился, что реклама в статьях встречается в «Инфекционных болезнях» до сих пор (российская пресс-служба Elsevier, которому принадлежит сервис Scopus, пока не ответила на вопросы «Чердака»).

Другие статьи об «Оциллококцинуме» — например, в «Вопросах современной педиатрии», «Медицинском совете» или «Трудном пациенте» — тоже содержат рекламные полосы этого препарата. Все эти журналы также входят в перечень ВАК.

[ ... ]
Читать полностью