Текст уведомления здесь

От Спаса Нерукотворного к селфи

Искусствовед Анна Кандаурова — о селфи в мировой художественной культуре

Селфи — не новое негативное явление века мобильных телефонов и интернета, а логичное продолжение тысячелетнего стремления человека запечатлеть себя, считает искусствовед Анна Кандаурова. Она рассказывает о том, как эволюционировал жанр автопортрета в течение истории человечества.
Добавить в закладки
Комментарии
Многие люди негативно относятся к современным фотоавтопортретам — селфи. Критики смеются над страстью людей снимать себя и даже пытаются найти психические отклонения у «селфиманов». При этом они забывают, что во все века главным персонажем и объектом изучения в жизни любого человека был он сам. Именно образ человека был одним из первых значимых образов в изобразительном искусстве, начиная с наскальных рисунков.

Спас Нерукотворный. XII век. Считается, что автор образа — Иисус Христос, оставивший лик на убрусе (полотне) для спасения больного царя Авгаря. И пусть цель была благая, но факт остается фактом: это автопортрет самого Христа.


Если заглянуть в недавнюю историю западноевропейского и отечественного изобразительного искусства, можно увидеть большое количество автопортретов великих художников. Они представляли себя в разных ипостасях, например за работой, а то и вовсе скрывались за чужими образами в так называемых скрытых автопортретах. Например, нидерландский художник Рогир Ван дер Вейден изображал себя на картине в образе святого Луки, рисующего Мадонну с младенцем Христом.

Рафаэль.1506. Автопортрет. Ценность любого предмета в искусстве измеряется временем и качеством работы. Чем дольше создается, чем сложнее технология и материалы, тем ценнее. Селфи не требуют особых усилий и мастерства, их ценность измеряется мгновениями.


Альбрехт Дюрер. 1500. Автопортрет.«Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет». Дюрер изобразил себя анфас, что до того было допустимо только для образов Христа.


Рембрандт. 1669. Автопортрет. Мастера прошлого тратили на создание своих произведений месяцы, а то и годы, долго вынашивали идеи, создавали массу эскизов и этюдов. Сегодняшние фотохудожники создают творения за считанные мгновения.


Признанные гении кисти: Рембрандт, Винсент Ван Гог, Альбрехт Дюрер, Поль Сезанн и другие — одновременно были и самыми плодовитыми автопортретистами в западноевропейской живописи. Уверена, будь у них фотоаппараты со всеми современными возможностями редактирования изображений, они бы не преминули этими техническими достижениями воспользоваться, чтобы оставить свой след в фотоискусстве.

Винсент Ван Гог. 1886. Автопортрет с трубкой. Ван Гог был одиноким человеком, который общался с близкими чаще в письмах. Поэтому автопортреты он рисовал очень часто.


Диего Веласкес. 1656. Менины. В этой известнейшей картине Веласкес изобразил себя с палитрой и кистями рядом с инфантой Маргаритой — дочерью испанского короля.


Очередной переворот в изобразительном искусстве Западной Европы произошел в XIX веке. Благодаря великим научным открытиям появились совершенно новые виды искусства — фотография и кинематограф. Первая фотография была сделана в 1839 году, и с этого момента живописцы потеряли покой. Они поняли, что их затратному во всех смыслах виду искусства нужны новые выразительные средства, темы и сюжеты.

Михаил Врубель. 1905. Автопортрет с жемчужной раковиной. Создавая автопортреты, художники стремились раскрыть свой внутренний мир. Они начинали рисовать себя в молодости и заканчивали на склоне лет, показывая изменения тела и души.


Именно в XIX веке появляется невиданное ранее разнообразие художественных стилей, направлений и школ живописи. Нетрадиционные произведения — например, полотно «Впечатление. Восход солнца» (1872) Клода Моне, представленное на первой выставке импрессионистов 1874 года в Париже, — нередко вызывали у публики шок, а у знатоков — резкую критику.

Проведем небольшой сравнительный анализ творчества импрессионистов и современной фотографии. С появлением импрессионизма спокойное, размеренное развитие западноевропейской живописи сменилось бурными и эмоциональными всплесками и поиском новых приемов. То же самое произошло в фотоискусстве: размеренное поступательное развитие сменилось на рубеже XX—XXI веков кардинальными изменениями, которые привели к появлению новых видов фотографий.

В начале XXI века произошла техническая и информационная революция современного постиндустриального информационного общества. Почти у каждого появились смартфоны и другие устройства со встроенными фотокамерами, и возникли селфи, пожалуй самый популярный в нынешнем десятилетии жанр портретной фотографии. Это новое явление чаще подвергается критике, нежели одобрению, как и творчество импрессионистов когда-то.

Селфи разрушают многие табу, существовавшие в прошлых культурных традициях, и мы видим фото людей в спальне, в самых приватных ситуациях, в туалетной комнате, ванной и других непривычных для зрелищного представления местах, в самых мыслимых и немыслимых позах и ракурсах. Чем селфи оригинальнее, тем более популярным оно становится в интернете.

Импрессионисты изменили подходы к созданию произведения. Они часто работали на пленэре, используя краски в тюбиках, которые появились как раз в XIX веке. В отличие от художников прошлого, импрессионисты создавали картины очень быстро: порой им хватало пары-тройки дней или даже часов. Кроме того, они практически отказались от промежуточной стадии работы над картиной — эскиза. В итоге у одного художника могло быть несколько сотен картин.

Зинаида Серебрякова.1909. За туалетом. Автопортрет. Сегодня именно женщины чаще пытаются увековечить свой образ. В прошлом, с легкой руки апостола Луки, создавшего первый образ Девы Марии, преимущество было за мужчинами-художниками.


В фотографии мы видим аналогичную ситуацию. Первые снимки создавались при помощи очень сложных приспособлений, это был сложный и долгий процесс, за жизнь обычному человеку удавалось запечатлеть себя на фотопленке пару-тройку раз, и это в лучшем случае. С появлением массовой фотопечати снимков стало больше, а цифровые фотоаппараты окончательно изменили все.

Теперь снимки сохраняют на жестких дисках персональных компьютеров, и их число зашкаливает за десятки тысяч. Приложения вроде инстаграма позволяют моментально редактировать снимки, а благодаря выходу в интернет их можно тут же выложить в соцсети или отправить по электронной почте. Ежедневно миллионы фотоснимков заполняют интернет, множась в геометрической прогрессии и вытесняя вчерашние кадры, которые сегодня уже неактуальны.

Мы живем в фантастическое время! В прошлом создавать зрительные образы могли только избранные, сегодня возможности творить свой мир и открывать его другим людям есть у каждого из нас. Селфи — часть современной массовой культуры, и они должны восприниматься как ее неотъемлемый артефакт, вне привязок к категориям добра и зла.

Автор: Анна Кандаурова, искусствовед, преподаватель истории мировой культуры
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы