LEGO, кофемашина, йо-йо и профиль Циолковского

Десять вещей, которых не ожидаешь найти на космической станции

Недавно на МКС привезли виски. Нет, космонавтам нельзя его пить, это научный эксперимент, который проводит японская компания — производитель алкоголя. Редакция «Чердака» составила список предметов, которые трудно вообразить себе на космической станции. На самом деле за время существования МКС туда чего туда только не привозили.
Рисовый пудинг с цукатами и рыба-меч

Космос — место суровое, и обычно там не до деликатесов, поэтому в меню у космонавтов значатся супы в тюбиках, напитки, которые надо разводить из порошков, высушенные овощи, специальный хлеб, который не крошится, и все в таком духе. Однако на МКС работают люди, а не роботы, и их иногда надо баловать вкусной едой. Поэтому несколько лет назад на МКС были отправлены особые блюда, предназначавшиеся для употребления в праздники, в честь дней рожденья, прибытия нового экипажа и по прочим торжественным случаям.

В праздничное меню входили: закуска из помидоров, баклажанов и оливок, морковь с апельсином и кориандром, рыба-меч, улитки в вине, манный пирог с курагой, рисовый пудинг с цукатами и другие вкусности, от одного вида которых текут слюнки.

Йо-йо

Популярную игрушку взял с собой на МКС американский астронавт Доналд Рой Петтит в 2011 году. В свободное от работы время он записывал образовательные видео физических экспериментов в условиях невесомости. Петтит заваривал чай и делал тосты для демонстрации капиллярной силы, проводил опыты со статическим электричеством и различными жидкостями. В одном из выпусков астронавт демонстрировал трюки с йо-йо, объясняя основные физические понятия, связанные с движением игрушки.

3D-принтер

3D-принтер появился на МКС в 2014 году. Первым его произведением стала деталь печатающей головки самого принтера. Затем по присланной с Земли инструкции (электронная почта работает и на МКС) на принтере был напечатан гаечный ключ. Возможность печатать детали и инструменты прямо на станции заметно упростит жизнь космонавтам, ведь это куда быстрее, чем ждать прибытия грузового корабля.

3D-принтер на МКС. Фото: NASA/Emmett Given

Жвачка для рук

Жвачку для рук — игрушку из неньютоновской жидкости на основе кремнийорганического полимера — использовал на МКС в образовательных экспериментах для школьников астронавт Европейского космического агентства Александр Герст. Он исследовал поведение жвачки, бросаемой с расстояния в 30 сантиметров в небольшую мишень.

Каракатицы

Точнее, их близкие родственники — головоногие моллюски Euprymna scolopes — были отправлены на космическую станцию в количестве трех штук для исследования симбиотических взаимоотношений с биолюминесцентными бактериями Vibrio fischeri в условиях невесомости.

Моллюски-космонавты после возвращения на Землю. Фото: University of Florida

В обычных условиях бактерии поселяются в тканях головоногих и получают от них сахара и аминокислоты для питания. Взамен, благодаря свой способности светиться, микроорганизмы делают своих хозяев менее заметными на фоне неба, которое просвечивает сквозь толщу воды, если смотреть снизу. Оказалось, что отсутствие гравитации не мешает бактериям размножаться в моллюсках и подсвечивать станцию приятным голубоватым мерцанием.

Барельеф Циолковского

Барельеф первого идеолога космонавтики был доставлен на МКС в честь 150-летия со дня его рождения и 75-летия Российского государственного технологического университета, который носит его имя. Эксперимент «МАТИ-75» заключался в «демонстрации и видеозаписи процессов восстановления при нагревании и фиксирования при охлаждении формы и размеров образцов заготовок из пенополиуретана». Барельеф Циолковского (и другие образцы) тоже был сделан из поропласта.

Фигурки из поропласта на МКС. Найти среди них Циолковского непросто. Фото: ЦНИИМаш

Космический корабль из LEGO

Популярный конструктор бывал на МКС несколько раз. В частности космонавты записали на станции серию видеороликов, в которых собирали из LEGO спутники, космические корабли и модель самой космической станции, объясняя их устройство и принципы работы.

Кофемашина

Весной этого года для поддержания бодрости духа космонавтов на МКС была доставлена кофемашина. В создании машины под названием ISSpresso, где буквы ISS расшифровываются как International Space Station — Международная космическая станция, приняли участие компании Lavazza, Argotec и Итальянское космическое агентство.

Космическая кофе-машина выглядит не слишком футуристично. Фото talian Space Agency (ASI)

Базз Лайтер

Фигурка персонажа из «Истории игрушек» провела на МКС 450 дней. Базз помогал Disney, Pixar и NASA снимать образовательные видео о космической станции. Кроме того, частью этого проекта стали шесть онлайн-игр, также посвященных МКС.

«Клюющие курочки»

После йо-йо и Базза Лайтера уже мало что покажется неожиданным на МКС. Но все-таки нельзя не отметить в этом списке деревянную игрушку «Клюющие курочки». Это простая конструкция, знакомая всем, кто хоть немного застал Советский Союз, однако в невесомости заставить ее работать не так-то просто.