Текст уведомления здесь

2% отличников современного русского языка

Руководитель «Тотального диктанта» о пятерках, двойках, языковом чутье и планах

«Чердак» выяснил у руководителя проекта «Тотальный диктант» Ольги Ребковец, почему на «отлично» диктант 18 апреля написали всего 2% участников из 93 тыс. человек, как выбирают автора диктанта и готовят «диктаторов» и чего ждать от диктанта на следующий год.
Добавить в закладки
Комментарии
Ольга, почему вы считаете, что 2% отличников — это очень хороший результат?

— Дело в том, что написать на пятерку «Тотальный диктант» — это задача очень нелегкая, и один-два процента отличников — это постоянный показатель. Он показывает высокое, достаточно профессиональное владение русским языком. Такое количество отличников нас отнюдь не расстраивает — наоборот, мы считаем их героями. Но мы считаем героями и тех, кто просто пришел на «Тотальный диктант» и принял в нем участие, независимо от количества ошибок и оценки. Для нас «Тотальный диктант» — это не способ развесить ярлыки и расставить точки над «и». Это возможность сказать людям, что нужно задумываться о своей грамотности, обращать внимание на то, как мы пишем, обращаться к словарям и справочникам. Грамотность является не просто уделом ботаников и зануд, а важной компетенцией в современном обществе. По грамотности нас судят наши работодатели и партнеры.

Почему для диктанта дается такой сложный текст?

— Текст является куском русского современного литературного языка. Это тот язык, на котором мы говорим и пишем. Конструкции, которые встретились в этом тексте, чуть сложнее, чем те конструкции, которыми мы разговариваем. Мы выбираем тексты современные, не препарированные, не упрощенные, потому что стремимся показать, что язык — сложная система и нужно уметь с ней обращаться, учиться работать с тем языком, который у нас есть.

Как выбирают автора для диктанта?

— Работа идет достаточно сложная. Мы опрашиваем участников «Тотального диктанта», координаторов в городах, филологов-экспертов, устраиваем в соцсетях опросы, смотрим, кто входил в шорт-листы национальных литературных премий. Для нас, конечно, важно, чтобы это была хорошая литература, которая заставляет задуматься и является интеллектуальной, а не просто развлекательной. В этом году все так совпало и сошлось на Евгении Водолазкине.

Стать автором «Тотального диктанта» почетно и престижно. Но бывало ли такое, что авторы отказывались писать текст?
— У автора есть почетная обязанность — приехать в Новосибирск и продиктовать текст на главной площадке в университете. Именно из-за этого факта у нас были отказы.

Проверяет ли кто-то диктант после автора?

— У «Тотального диктанта» есть экспертный совет, который возглавляют филологи Новосибирского государственного университета. В него входят также главный редактор «Грамоты.ру» Владимир Пахомов, основатель gramma.ru Светлана Друговейко-Должанская, заместитель директора Института русского языка имени Виноградова Владимир Плунгян. Экспертная комиссия после авторов работает с текстом, анализирует его, тестово пишет и вносит предложения по поводу того, как можно его доработать. Например, чтобы все три части, которые используются в разных часовых поясах, были равны между собой; чтобы те моменты, которые плохо воспринимаются на слух, были упрощены. Принимать эти предложения или нет — всегда на усмотрение автора. После того как текст готов и утвержден, к нему пишутся двухстраничные комментарии, где все орфографические и пунктуационные моменты объяснены.

Почему общая статистика по оценкам не публикуется, а вывешиваются только данные по пятеркам?

— Мы считаем, что «Тотальный диктант» не дает объективных научных данных, на основании которых можно было бы выдавать обобщенную статистику. Сложно сказать, что оценка за «Тотальный диктант» отражает уровень грамотности человека. Двойка школьная и двойка за «Тотальный диктант» — совершенно разные оценки. Результат «Тотального диктанта» может быть только индивидуальным. Это самодиагностика, проверка себя на грамотность, и участник только сам для себя может сделать выводы: какие места оказались проблемными, что забылось, что нужно повторить. Поэтому мы считаем, что результаты не могут быть обобщены. Даже для себя мы статистику по оценкам не делаем — есть данные только по аудитории «Диктанта».

Исходя из этой статистики, каков портрет участника «Тотального диктанта»?

— С уверенностью можно сказать, что интересуются грамотностью больше девушки, чем юноши. Что касается возраста аудитории, то диапазон очень большой: с родителями приходят дети 6—8 лет, а в прошлом году, например, самому старшему участнику «Тотального диктанта» было 102 года. Но костяк аудитории — это молодые люди от 18 до 20 лет.

- Как организован процесс работы с «диктаторами»: кто, как и когда их инструктирует?

— Есть инструкции, которые исходят от экспертного совета — штаба «Тотального диктанта». Мы рассказываем координаторам, как нужно репетировать с диктующими. Затем на местах все решается в индивидуальном порядке. Чаще всего репетиция проходит накануне диктанта: мы от штаба предоставляем текст, который размечен по синтагмам и в котором обозначены смысловые ударения. Конечно, диктующие читают текст по-разному. Поэтому мы всегда оставляем участникам выбор: пойти на интересную им личность или написать под диктовку учителя, профессионального филолога. Каждый выбирает, что ему интереснее.

Как формируется комиссия по проверке?

— В каждом городе есть своя комиссия. Если в городе есть вуз с филологической кафедрой, то это вузовские филологи, которым могут помогать студенты филологических отделений. Если в городе вуза нет, то это учителя русского языка. Мы даем исчерпывающий комментарий к тексту, где каждый момент описан и все обсуждено, и субъективности в оценивании быть не может.

Вы уже начали готовиться к следующему «Тотальному диктанту»?

— Да, мы уже назначили дату следующего диктанта и активно думаем над кандидатурой автора текста. Ещё в январе перед каждым диктантом в Новосибирске проходит конференция организаторов и филологов-экспертов, где мы обсуждаем итоги «Тотального диктанта», учим организаторов — «прокачиваем» их навыки. Так что еще не завершился один диктант, а уже вовсю идет подготовка к другому.
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы