Просто космос. Часть 1

Cпутники, орбитальные комплексы, скафандры и личные вещи космонавтов

На постоянной экспозиции в Мемориальном музее космонавтики можно узнать об основных этапах и событиях в истории освоения космоса человеком: запуске первого искусственного спутника Земли, первом полете в космос, программе исследования Луны, международных программах по освоению космического пространства. Обо всем этом в фоторепортаже «Чердака».
Фото:Chrdk. Первый искусственный спутник Земли

4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли открыл космическую эру в истории человечества. Он был запущен с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР Тюра-Там (космодром Байконур).

Фото:Chrdk. Рактный двигатель РД-214

Четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-214 был разработан основоположником отечественного двигателестроения Валентином Глушко во второй половине 1950-х годов для баллистической ракеты средней дальности Р-12.

Фото:Chrdk. Катапультируемый контейнер для животных

20 августа 1960 года после выполнения программы медико-биологических исследований собаки-космонавты Белка и Стрелка вернулись на Землю в катапультируемом контейнере для животных Второго космического корабля-спутника.

Фото:Chrdk. Собака Стрелка

Спустя несколько месяцев после полета Стрелка родила здоровых шестерых щенков. Белка и Стрелка жили при Государственном научно-исследовательском и испытательном институте авиационной и космической медицины и умерли в глубокой старости.

Фото:Chrdk. Спускаемый аппарат КК Восток

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полет в космос на космическом корабле «Восток» и вернулся на Землю в этом спускаемом аппарате.

Фото:Chrdk. Спускаемый аппарат КК Восток

Разные аппараты по-разному совершают спуск: с помощью аэродинамического торможения, реактивного двигателя, парашютов и т. д.

На первых космических кораблях «Восток», «Восход» и «Меркурий» применялся баллистический спуск, потому что он не требует никакого управления. При баллистическом спуске вектор равнодействующей аэродинамических сил направлен прямо противоположно вектору скорости движения аппарата.

Фото:Chrdk. Космический корабль «Союз»

Целое семейство советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей называется «Союз». Разработка базовой модели корабля началась в 1962 году для советской лунной программы. Сейчас «Союзы» позволяют доставлять экипаж из трех человек на низкую околоземную орбиту.

Фото:Chrdk. Космический корабль «Союз»

Эти корабли состоят из трех отсеков: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА) и бытового отсека (БО).

Фото:Chrdk. Станция «Алмаз»

Создание пилотируемой военно-космической станции «Алмаз» началось в СССР в 1964 году, на орбиту она выводилась под именем «Салют». Комплекс включал орбитальную станцию, транспортный корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата, полный экипаж станции состоял из шести человек. Это был уникальный проект для своего времени. Еще станция «Алмаз» могла вести боевые действия в полностью автономном режиме без участия пилотов.

Фото:Chrdk. Базовый блок орбитального комплекса «Мир»

Базовый блок орбитального комплекса «Мир» был запущен в космос в феврале 1986 года и проработал почти 15 лет. За время жизни станции на ее борту было проведено более 23 тысяч научных экспериментов, совершено 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью около 360 часов, побывало 104 космонавта — представителей 14 стран.

Фото:Chrdk. Многоразовая транспортная космическая система «Энергия-Буран»

Орбитальный корабль многоразовой транспортной космической системы «Буран» был создан в рамках программы «Энергия — Буран». Свой первый и единственный космический полет совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года.