Пермские кости в Кировской области

Котельнич и раскопки на Котельничском палеонтологическом местонахождении — в фоторепортаже «Чердака»

Корреспонденты «Чердака» побывали в городе Котельниче Кировской области, в его палеонтологическом музее и на Котельничском палеонтологическом раскопе. Здесь российские палеонтологи каждый год извлекают из красного вятского грунта скелеты древних звероящеров, которые жили на нашей планете задолго до динозавров и погибли 250 миллионов лет назад в ходе Великого пермского вымирания. Коротко о городе и раскопках — в фотографиях Максима Абдулаева.

Котельнич — маленький городок в Кировской области. Там был кинотеатр «Родина», но он закрылся.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Там был «секонд хэнд», но и он закрылся.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Тихие палисаднички с цветущими «золотыми шарами», старые деревянные дома, знавшие времена получше, и магазины с названиями вроде «Потенциал-продукты» — вот так выглядит Котельнич.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Посреди всего этого находится палеонтологический музей, большая редкость для таких маленьких городков. Этот музей — один из первых и немногих палеонтологических музеев в России.

Подробнее о музее можно прочитать в репортаже «Чердака»

В основном в нем хранят и показывают окаменелости фауны пермского периода. Особенно много здесь парейазавров, «щекастых ящеров» в переводе с греческого. У всех них есть собственные имена.

Вот это, например, Петрович.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Одно из самых интересных животных, остатки которого есть в музее, — суминия. Вот ее реконструкция.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Эти животные, похожие на чудовище из фильма «Монстро», были размером примерно с кошку и занимали экологическую нишу современных белок. Это первое известное древолазное животное.

А это уже окаменелости — коллективное захоронение суминий. Несколько особей одновременно погибло в одном месте и досталось ученым. Возможно, суминии были стайными и залегали в спячку, это и объясняет такое коллективное захоронение.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Суминия так важна, что ее имя даже есть в адресе сайта музея.

В музее можно даже попробовать откопать что-нибудь самому. Корреспондент «Чердака» долго не могла расстаться с кистью.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Все котельнические сокровища сотрудники находят неподалеку от города, на берегу реки Вятки. Река размывает берег, и в древней красной окаменевшей глине ученые каждый год находят остатки древних животных.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Нужно идти по берегу и внимательно смотреть под ноги. Если есть везение и навык, что-нибудь найдешь. Новичкам искать что-то почти бесполезно.

На раскоп нас взял Владимир Масютин, научный сотрудник Вятского палеонтологического музея (в Котельниче теперь находится его филиал). Владимир учился на биолога, но впоследствии почти случайно стал палеонтологом.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Олег Шиловский, начальник экспедиции из КФУ, показывает место недавней находки. Здесь был скелет парейазавра, но сохранился плохо: часть костей растащило как попало. Почти весь скелет достали, но кое-что еще осталось.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

«Не мог, скотина, умереть нормально. Умер как ни попадя», — сетует Шиловский.

После того как палеонтолог находит что-то похожее на окаменелость, начинается тонкая работа. Нужно осторожно отковырять скелет шилом или ножом (красноватый камень посередине — часть лопатки ящера, видная из-под глины).

Очистить окаменелость щеткой.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

А затем закрепить кости пропиткой на основе клея.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Получается вот такая красивая лопатка, почти готовая к извлечению.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

После этого нужно по кругу отделить грунт, в котором лежит находка, и оконтурить его гипсом или строительной пеной. Получается вот такой «пирожок».

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

С ним потом еще год будут работать специалисты в музее. Они очистят кости от грунта, исследуют находку и определят точное место животного в систематике. В итоге получится новый экспонат.

Такие находки все-таки редкость. Чаще всего палеонтологи находят, как они сами говорят, «ничего», или «мясокостную муку» — какие-то камни или кусочки глины, вроде бы похожие на окаменелости… но только похожие.

«Что здесь было найдено? Здесь было потеряно. Время».

«А это что?»

«Хм-м… Ну-ка, ну-ка… это похоже на… на ничего».

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

Поиск окаменелостей, особенно на жаре, — изнуряющее занятие. Поэтому вечером палеонтологи отдыхают. Завтра снова на раскоп, искать остатки пермской фауны.

Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

А пока можно просто посидеть над рекой.

Эволюция Вселенной

Мультфильм «Чердака» о том, с чего все-все началось

Что было после Большого взрыва, как образовались звезды и планеты, где на Земле зародилась жизнь и сколько времени потребовалось, чтобы на нашей планете появились растения, животные и мы с вами, смотрите в мультфильме «Чердака».

Где лежит Горыныч

Корреспонденты «Чердака» побывали на палеонтологических раскопках пермских звероящеров

В этом году палеонтологи описали два новых вида животных пермского периода, предшествовавшего эпохе динозавров. Оба вида найдены близ города Котельнича в Кировской области. Корреспонденты «Чердака» побывали на Вятке, где погрузились в сложные отношения кировских палеонтологов с пермскими терапсидами.

Мы с коллегой и несколькими сотрудниками Вятского палеонтологического музея стоим на берегу Вятки и рассматриваем ничем с виду не примечательный кусок красной породы в руках палеонтолога Владимира Масютина.

— Когда-то я нашел такое в первый раз, когда копал с коллегой, Дмитрием Суминым, и академиком Палеонтологического института Николаем Колондадзе, — рассказывает Масютин. — Нашел и говорю: «Ах, Николай Николаевич, что это такое?» А он мне: «Ой, это такая интересная вещь, называется копролит, есть целая лаборатория, которая их изучает». Сумин подходит и говорит: «Да говно это, только ископаемое!» А Колондадзе ему: «Дмитрий Леонидович, ну зачем вы так? Молодому человеку настроение портите, он только начал искать кости, так нельзя!»

Владимир Масютин. Фото: Максим Абдулаев / Chrdk.

У Котельничского местонахождения пермской фауны для палеонтологов есть и кое-что покруче копролитов — скелеты, зубы и черепа парейазавров, горгонопсов, суминий и других причудливых животных, вымерших задолго до динозавров. На узкой полоске берега длиной в несколько километров их копают с 30-х годов прошлого века, и запасы окаменелостей не собираются иссякать. [ ... ]

Графы, алгоритмы и анализ данных

Чем занимаются в лаборатории компьютерных технологий

В лаборатории компьютерных технологий разрабатывают алгоритмы, применимые для совершенно разных прикладных областей и сложных устройств: подводных лодок, атомных станций, геномных исследований и т.д. Об этом рассказывает руководитель лаборатории в Университете ИТМО Владимир Ульянцев.

Владимир УЛЬЯНЦЕВ, руководитель лаборатории «Компьютерные технологии» Университета ИТМО, к.т.н.:

— Лаборатория «Компьютерные технологии» Университета ИТМО, на которой мы сейчас находимся, была организована еще 25 лет назад нашими классными профессорами — Владимиром Глебовичем Парфеновым и Владимиром Николаевичем Васильевым. Это одно из самых сильных образовательных учреждений в стране по программированию и информатике.

В 2013 году мы решили делать не только классную образовательную деятельность, но и сделать научную деятельность мирового уровня для одних из самых одаренных умов в России, которых мы и приглашаем работать вместе с нами. Мы разрабатываем методы машинного обучения для того, чтобы строить точно автоматы, графы и алгоритмы работы в таких устройствах, которые работают, например, на подводных лодках, ядерных станциях и в других системах, в которых жизнь человека может встать под угрозу. Мы разрабатываем алгоритмы для таких областей, как анализ геномных данных и метагеномных данных. Это совершенно отдельная история, которой сейчас человечество занимается всего лет десять — в связи с развитием такой технологии, как «секвенирование» нового поколения. Секвенирование позволяет выделять последовательности в геномах человека, или например, в метагеномных средах нашего организма. Анализ этого добра сейчас — очень вычислительно сложная задача. И мы разрабатываем алгоритмы и структуры данных для того, чтобы с этим работать и делать выводы. Например, отвечать на вопрос, предрасположены ли вы к диабету или нет, как вам нужно питаться, на какой вам диете нужно сидеть. [ ... ]