Остров Сюртсей неподалеку от Исландии, возникший полвека назадCC BY-SA 2.0

Пропащие земли

Япония лишилась одного из своих островов — кажется, он просто утонул. Как часто подобное происходит?

В начале ноября в японских водах пропал остров. «Чердак» вспоминает, где еще за последние годы пропадали и появлялись кусочки суши. А почему это происходит, комментирует заместитель директора по научным вопросам Института географии РАН Аркадий Тишков.

Эсанбэ Ханакита Кодзима — так назывался пропавший остров недалеко от Курильской гряды. И хотя он находился всего в 500 метрах от Хоккайдо, о его исчезновении заговорили лишь после того, как в сентябре этого года японский писатель, приехавший собирать материал для своей книги о «спрятанных» островах страны, начал бить тревогу. Японские рыбаки отправились на лодках к месту, где должен был находиться Эсанбэ Ханакита Кодзима, но так и не смогли его найти. В последний раз этот клочок земли обследовали в 1987 году. Тогда он возвышался над морем на полтора метра. Эксперты считают, что его разрушили ветры и дрейфующие льдины.

Местонахождение «утонувшего» Эсанбэ Ханакита Кодзима — красная точкаGoogle, Landsat / Copernicus, NOAA, Data SIO, U.S. Navy, NGA, GEBCO

— Обычное дело. Ежегодно в разных частях мира появляются десятки, если не сотни, новых островов и исчезают ранее описанные, нанесенные на карту острова, — комментирует пропажу Тишков. — Никаких особенностей или аномалий в этом нет. Осенний океан достаточно динамичен, и шторма, ветра, высокие волны могут способствовать исчезновению островов. В Тихоокеанском регионе в этом году повышенная активность циркулярности атмосферы. И количество погодных аномалий выше, чем обычно.

То, что острова исчезают, продолжает Тишков, не загадка для ученых — причин тому может быть очень много. Чаще всего виновата морская эрозия, если острова небольшие и сформированы из рыхлых пород, песчаных или вулканических.

Так случилось, например, с одним из островов Гавайского архипелага. Шторма во время урагана «Валака», обрушившегося на Гавайи в октябре этого года, просто смыли один из островов. По сути, это была песчаная отмель длиной около 800 м и шириной около 120 м. Несмотря на размер, остров имел большое значение для сохранения находящихся под угрозой исчезновения гавайских тюленей-монахов и зеленых морских черепах.

— Надо понимать, что острова могут исчезать еще и из-за подъема уровня Мирового океана. Такая судьба угрожает тихоокеанским архипелагам, атоллам, которые имеют высоту от 0 до 10 метров. Со временем они могут исчезнуть, покрыться водами океана, — предупреждает Тишков.

Например, за полвека Соломоновых островов стало меньше: пять из них исчезли под водой из-за повышения уровня Мирового океана. Все они были необитаемыми, и площадь каждого не превышала 5 гектаров. Но, кроме того, еще у шести островов весьма существенно сократилась площадь прибрежной зоны, а в некоторых местах это привело к разрушению деревень.

(a) Отступление побережья острова Согому 1947—2014 гг., (b) фото затопленного океаном побережья Согому, (c) отступление побережья острова Кале с 1947 по 2011 год, полностью затопленного к 2014-муInteractions between sea-level rise and wave exposure on reef island dynamics in the Solomon Islands Simon Albert, Javier X Leon, Alistair R Grinham, John A Church, Badin R Gibbes and Colin D Woodroffe / CCA 3.0

— Кроме того, есть ледяные острова, например, вокруг архипелага Новосибирских островов. Они все имеют реликтовый лед в основе. И при повышении температуры они тают. Десятки таких островов исчезли в архипелаге Новосибирских островов, — говорит Тишков.

Одним из ярких примеров этого процесса ученый считает мифическую Землю Санникова, которая, судя по указаниям мореходов, могла находиться недалеко от островов Де-Лонга в Северном Ледовитом океане.

— Одна из гипотез, что Земля Санникова могла исчезнуть, потому что в основе было ледяное ядро. Его растопило море, и земля исчезла. А вокруг острова Котельный побережье отступает с большой скоростью, потому что идет потепление климата, идет эрозионное сокращение площади, — рассказывает Тишков.

Острова Котельный и Фаддеевский, фото из космосаNASA/GSFC

Можно вспомнить и российский остров Визе в Карском море. Его берега сложены из многолетнемерзлых пород, и с 2009-го по 2016-й море поглотило более 70 метров береговой линии острова.

Острова могут не только исчезнуть, но так же внезапно появиться под действием самых разных факторов.

— Море опускается и поднимается. Река выносит огромное количество песчаного материала, формируются новые острова, — говорит Тишков. — Строятся плотины, меняется направление течения, идут отложения. Вулканы поднимаются из морских пучин и формируют новые острова. Это происходит сплошь и рядом: в районе Новой Зеландии, Гавайских островов, Полинезии и прочих вулканически активных районов.

Так, извержение подводного вулкана к юго-западу от Исландии привело к появлению 14 ноября 1963 года острова Сюртсей. Извержения продолжались еще несколько лет, и в результате площадь новорожденного острова достигла 2,7 км².

«Рождение» СюртсеяNOAA

Сюртсей с первых часов рождения стал для ученых исследовательским полигоном: они изучали проникновение на него жизни. В первую же весну исследователи обнаружили на острове семена и другие части растений: на Сюртсейе стали делать передышки перелетные птицы, оставляя за собой помет, а в нем — непереваренные семена. К 2008 году на Сюртсейе можно было встретить 69 видов растений, и сейчас можно встретить несколько видов птиц и других животных, например пауков и клещей.

А всего пять лет назад, в сентябре 2013 года, в Аравийском море, в километре от пакистанского побережья, появился остров Залзала. Родился он как грязевой вулкан: большие массы грязи с морского дна поднялись из-за подземных толчков и образовали остров 75 на 90 метров, высотой в 20 метров над уровнем моря.

— У нас только за последние годы было открыто несколько островов, например в Земле Франца Иосифа и на Северной Земле, где из-за таяния ледников обнажается поверхность суши, — говорит Тишков.

Действительно, в 2015 году гидрографы открыли в российском секторе Арктики девять островов, в 2016-м — еще два, в 2017 году — один. А в этом году школьники из Подмосковья, проанализировав спутниковые снимки, обнаружили остров площадью 0,19 км², появившийся из-за таяния ледника Вилькицкого около Новой Земли.

Сыграть в эволюцию

Вы думаете, что из хищников мы одомашнили только кошку и собаку? Нет, еще и лису!

Всего полсотни видов животных были одомашнены человеком. Из множества хищников нам поддались только собаки и кошки. Но полвека назад группа советских ученых решила добавить к ним еще одного хищника — лисицу. Корреспондент «Чердака» побывала в лисьем питомнике Института цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске, чтобы посмотреть на то, как сибирские ученые в ускоренном темпе воспроизводят эксперимент, на который у древних людей ушло 15 тысяч лет.

Несколько лет назад у одной моей знакомой в доме появилась ручная лисица Жужа. За какие-то считанные недели Жужа вызвала восторг чуть ли не всех жителей района. И заодно перевернула вверх дном всю квартиру своей хозяйки. В сравнении с лисицей даже самая беспокойная собака доставляет хлопот не больше, чем аквариумные рыбки.  — И кому только пришло в голову назвать ее ручной? — спросила я, встретив на прогулке счастливую обладательницу.  — Академику Беляеву, конечно! Ты что, ничего не слышала про знаменитых беляевских лисиц? Да их во всем мире покупают, специально приезжают за ними в Академгородок! Нигде в мире такого чуда не увидишь, они же ласковые, как собаки, а сколько в них красоты, силы и грации!

На этих словах поводок резко натянулся, и «сила и красота» выдернули хозяйку из кадра, на срочную прогулку в сторону леса. А я позвонила в Институт цитологии и генетики СО РАН, чтобы договориться о встрече с учеными на лисьей ферме и услышать знаменитую историю приручения из первых уст.

Академик Дмитрий Беляев с лисицами, 60-е годыФото предоставлено Институтом цитологии и генетики СО РАН

Из первых уст [ ... ]

1979 год. Якутия. Стойбище оленеводов. Фотохроника ТАСС

«Часто возникает ощущение, что ты стоишь перед затоплением Атлантиды: то, что не запишешь сейчас, будет потеряно безвозвратно»

Лингвист Ольга Казакевич — о том, как изучают исчезающие языки России

Жители России говорят на десятках языков. Ученые изучают эти языки наперегонки со временем: число носителей большинства малых языков России неуклонно сокращается, и если не успеть, то зафиксировать живую речь им уже никогда не удастся. Корреспондент «Чердака» встретилась с Ольгой Казакевич, чтобы выяснить, сколько же в России языков и алфавитов.

«Задача — объяснить аргентинцу, чему он может научиться на российском опыте»

Огромное интервью с социологом Михаилом Соколовым о том, как начиналась социология в России, чем занималась в СССР и где она теперь

14 ноября в России отмечают День социолога. Корреспондент «Чердака» расспросила социолога Михаила Соколова из Европейского университета о том, откуда есть пошла эта молодая наука, как менялось ее представление о себе и предмете ее интереса, как трансформировалась эта дисциплина в России и что она представляет собой сейчас.

— Ваш коллега Виктор Вахштайн, когда его в интервью спрашивают, как там поживает общество, говорит, что никакого общества нет и незачем об этом спрашивать. Вопрос: куда делось общество?

— Виктор, я думаю, ответил бы на этот вопрос красноречивее моего; я могу лишь воспроизвести то, как ответит на него большинство социологов. Тут подразумеваются прежде всего изменения в нашем понимании того, что такое «общество». В XIX веке представлялось, что общества являются подобием организмов, заключенных в кожу границ национальных государств. Эти общества живут и развиваются, о них можно говорить во множественном числе — скажем, «Российское общество больно, а эстонское — здорово», или наоборот. Тогда же, в XIX веке, предполагалось, что все общества проходят одни и те же стадии роста. Некоторые из них находятся еще в «детстве» — они дикари. А есть белые люди, которые уже достигли «взрослости».

Михаил СоколовФото из личного архива Михаила Соколова