Очень страшно

Как наука пугает россиян

Телеканал «Наука» вместе с социологами Института современных медиа (MOMRI) выяснили, как много россиян испытывают тревогу перед лицом научно-технического прогресса и развитие каких именно исследований пугает их больше всего.

Методом телефонного опроса по случайной выборке были собраны ответы 1610 жителей РФ 18 лет и старше, которые живут в городах с населением более 100 000 человек. А редакция «Чердака» решила превратить эти цифры в образы (в качестве актеров — исключительно редакторы и обозреватели портала «Чердак: Наука, Технологии, Будущее»).

Начнем с хороших новостей: большая часть жителей крупных городов не испытывает особых тревог в связи с развитием науки и технологий.

Другая же часть респондентов — 47% — не столь оптимистичны и утвердительно отвечают на вопрос о том, испытывают ли они страх или тревогу перед теми или иными аспектами научно-технического прогресса.

19% участников исследования тревожат перспективы изобретения и распространения новых видов оружия массового поражения — некоторые из них переживают по поводу профильных разработок. Так, 6% беспокоит развитие ядерного оружия, а биологические и бактериологические угрозы и возможность их применения тревожат 2% респондентов.

Следующая группа страхов, которые разделяют 8% жителей крупных городов, связаны с информационными технологиями, компьютерами и развитием искусственного интеллекта. Успехи ИИ беспокоят 3% опрошенных, а нанотехнологии и компьютеризация вызывают опасение у 2%. Такую же долю опрошенных пугают и роботы.

6% респондентов серьезно озабочены разработками в области генетики и геномики: некоторые россияне серьезно переживают из-за развития технологий редактирования генома, появления модифицированных живых организмов. Среди них же — те, кого тревожат перспективы клонирования человека и животных. Отдельного упоминания также заслуживают страхи, связанные с технологиями искусственного оплодотворения и даже суррогатного материнства.

Много лет спустя после запуска некоторых из нас продолжает пугать Большой адронный коллайдер. Не менее 2% респондентов отдельно указали его и эксперименты, проводимые на крупнейшем инструменте физиков-экспериментаторов, в качестве причины своих страхов.

Примерно столько же людей боятся открытий, грозящих нам в связи с развитием космонавтики (к которой можно отнести также и «нецелевое» применение технологии, разработка и применение которой заявляется в качестве «космонавтической», как, например, обстоит дело с лазером для проекта по запуску наноаппаратов к Альфе Центавра). В качестве причин указывались как просто ощущение скрытой угрозы («не надо туда лезть»), так и перспектива контакта с внеземными цивилизациями.

Глобальное потепление упомянуло меньше 1% опрошенных. Около 10% назвали другие варианты, которые не удалось тематически сгруппировать.

Больше всего страхов — у опрошенных в возрасте 45—54 лет (53% мужчин и 59% женщин). Меньше всего науки и технологий боятся представители когорты 25—34-летних (31% мужчин и 44% женщин).