Да, если забыть вовремя выключить

Вопрос читателя: вредно ли готовить продукты в микроволновке?

Редакция «Чердака» получила по почте вопрос от читателя: «Вредит ли продуктам разогрев или готовка последних в микроволновой печи?» Краткий ответ таков: вредит в той же степени, в которой может быть вреден разогрев любым иным способом.
Микроволновое, оно же сверхвысокочастотное (СВЧ), излучение — это электромагнитные волны. Ответ на вопрос о вреде или безвредности электромагнитного излучения зависит от двух факторов: насколько велика энергия одного кванта и насколько велика интенсивность.

Квант — это минимально возможная порция излучения. Если его энергия выше, чем у видимого света, то такие кванты могут превращать атомы в ионы и за счет этого повреждать молекулы. Тогда излучение называют ионизирующим, и это та самая «радиация», которая обозначается всем известным предостерегающим знаком.

Символ ионизирующего излучения. На микроволновых печах ему делать нечего

Впрочем, СВЧ-излучению очень далеко до ионизирующего. Энергия квантов растет с частотой, и первое излучение, которое можно называть ионизирующим, это ультрафиолет. Видимый свет имеет меньшую частоту, у инфракрасного излучения частота меньше, чем у света, у терагерцового излучения — меньше, чем у инфракрасного, а СВЧ и того меньше.

Вторая важная характеристика — интенсивность, число квантов в пучке. Видимый свет, например, очевидным образом безвреден по энергии квантов, однако в лазерный луч, как гласит мрачная шутка, можно посмотреть всего два раза в жизни — на большее число раз глаз не хватит. Мощный лазерный луч в инфракрасном диапазоне прожигает насквозь толстые листы металла, однако это не повод считать батарею парового отопления «источником опасного излучения».

Видимый свет сам по себе безвреден. Однако при большой интенсивности может повредить сетчатку или даже причинить ожоги. Фото: US Air Force

Интенсивность СВЧ-излучения в микроволновой печи достаточно велика, чтобы причинить серьезные ожоги. Микроволновая печь категорически не подходит для сушки домашних животных, и система блокировки, которая не позволяет ее включить с открытой дверцей, сделана именно для предотвращения травм. Мощные пучки СВЧ-излучения опасны, однако исправная печь наружу их не выпускает. А щель или отверстие таких размеров, через которые возможна утечка излучения, навряд ли останутся незамеченными.

Что же касается продуктов, то им вряд ли грозят ожоги. Зато их можно пересушить, а то и вовсе спалить, если вовремя не выключить разогревающий прибор. Здесь, впрочем, СВЧ-печь выгодно отличается от обычной кастрюли на плите наличием встроенного таймера.

Не просто невкусно

Перегрев пищи опасен по двум причинам. Во-первых, слишком горячим блюдом можно обжечься, особенно это актуально для детского питания. Следует помнить, что СВЧ-печь прогревает продукты за счет поглощения излучения в наиболее насыщенных водой местах, потому булочка с повидлом может оказаться теплой снаружи и обжигающей изнутри. А каша окажется в центре тарелки намного горячее, чем по краям, — всегда проверяйте еду перед тем, как давать ее ребенку.

Особо следует выделить случай разогрева воды в кружке или стакане. СВЧ-печь греет воду изнутри, а не за счет контакта с разогретым выше точки кипения предметом. В результате воду можно перевести в перегретое состояние, когда она останется жидкой, но будет иметь температуру свыше ста градусов Цельсия. Это состояние называют метастабильным, поскольку для перевода его в пар достаточно любой мелочи — например, опущенной в воду ложки или пакетика с заваркой. Такое взрывное кипение выбрасывает наружу пар и брызги кипятка, поэтому довольно опасно.

Во-вторых, при перегреве пищи образуются вредные вещества, вплоть до канцерогенного акриламида (больше всего его получается при перегреве масла). Впрочем, эти эффекты становятся заметны при температурах свыше 250°С, когда еда начинает подгорать, а в СВЧ-печке сжечь еду сложнее, чем при разогреве на плите.