Сверхпроводящий графен, денисовско-неандертальские браки, борьба за признание ученых меньшинств и открытый доступ к научным знаниям

Названы самые влиятельные персоны в науке за 2018 год, по версии Nature. Что это за люди и чем впечатлили редакцию одного из самых авторитетных научных журналов в мире?

В ежегодный список, формируемый журналом Nature, вошли девять ученых и один министр. Среди самых громких тем уходящего года — редактирование генома человеческих эмбрионов, изменение климата и большие данные. «Чердак» кратко пересказывает, кто и почему вошел в десятку одного из самых авторитетных научных журналов современности.

Юань Цао и сверхпроводимость графена

Молодой ученый из Массачусетского технологического университета, с точки зрения редакции Nature, «открыл новую область физики», когда показал, как графен — однослойный материал из атомов углерода — может быть сверхпроводником. Конструкция из двух слоев графена, сложенных друг относительно друга под определенным углом, приобрела одновременно свойства изолятора и проводника, между которыми можно переключаться. Открытие может однажды привести к более эффективному использованию и транспортировке энергии.

Вивиан Слон и история человечества

Палеогенетик Вивиан Слон возглавляла исследовательскую команду, сделавшую одно из самых громких открытий 2018 года. Она и ее коллеги, представляющие в том числе и Россию, секвенировали ДНК из 90000-летней кости и обнаружили, что она принадлежала потомку неандертальской матери и отца-денисовца. Авторы работы извлекли ДНК из кости, известной как денисовская-11. Она принадлежала девочке 13 лет, которую ученые нарекли Дэнни. Геном девочки на 42,4 процента совпал с геномом денисовца, а еще на 38,6 процента — с геномом неандертальца. Находка стала первым свидетельством скрещивания этих двух разных видов Homo в древности.

Читайте также: Диадемы, карандаши и следы кремации. Какие еще следы денисовского человека — и не только — новосибирские археологи нашли в этом году

Цзянькуй Хэ и генно-модифицированные дети

То, что китайский ученый Цзянькуй Хэ смог прорваться в список Nature, с одной стороны, ожидаемо, но с другой — наоборот, несколько удивительно. Китайский ученый заставил весь мир яростно спорить об этических аспектах редактирования генома эмбрионов человека, когда сделал сенсационное заявление о рождении двойняшек, в геном которых он вмешался при помощи системы CRISPR/Cas, якобы сделав их невосприимчивыми к ВИЧ. Рождение первых «дизайнерских» детей, несомненно, знаменует крупнейшую веху в истории научно-технологического прогресса человечества. С другой стороны, эксперимент Хэ научное сообщество практически единодушно осудило. Так, другой авторитетный журнал, Science, готовясь подводить итоги уходящего года, убрало Хэ из списка отличившихся ученых, поскольку его поступок редакция оценивает как однозначно отрицательный.

Читайте также: Китайское правительство уже потребовало остановить эксперименты Хэ, а западные журналисты успели выяснить, что и предыдущую работу ученого не приняли к публикации, сочтя ее неэтичной и технически несовершенной

Энтони Браун и карта Млечного Пути

Имя руководителя проекта, работающего с данными космического аппарата Gaia, стало широко известно в апреле, когда команда выложила в открытый доступ каталог объемом 551 гигабайт с подробным описанием позиций и движения более 1,3 миллиарда звезд. В команду Энтони Брауна входит более 400 исследователей, которые занимаются обработкой огромных массивов данных этой миссии Европейского космического агентства.

Aladin sky atlas ESA

Барбара Рэй-Вентер и разгадка «убийцы золотого штата»

Еще один проект, связанный с большими данными, но совсем в другой области. Работа генетика Барбары Рэй-Вентер — бывшей жены легендарного Крейга Вентера — помогла найти серийного убийцу, державшего в страхе Калифорнию в 1970-х и 1980-х годах. Она загрузила ДНК-профиль, собранный с улик с мест преступлений, в базу данных GEDmatch. Эта не слишком большая база, в отличие от многих других, не запрещает работу с ней правоохранительным органам. Поиск по базе позволил быстро найти нескольких родственников преступника, после чего работа с генеалогическим древом привела к решению. «Убийцей золотого штата» оказался бывший полицейский Джозеф Диэнджело. Громкий арест преступника привел к изменениям в представлениях сообщества о допустимости использования персональных генетических данных для подобных задач.

Читайте также: Прозрачный новый мир. ДНК-генеалогия против семейных тайн, убийств и расовой дискриминации

Макото Есикава и исследования астероидов

Есикава стал героем этой десятки благодаря успехам миссии «Хаябуса-2», которую он возглавляет. В сентябре автоматическая межпланетная станция (JAXA) совершила первую в истории успешную посадку модулей на поверхность астероида и передала снимки с него, а в октябре модули станции взяли пробы грунта и передали данные на Землю.

Читайте также: Кроме «Хаябусы», в этом году к своей цели добралась еще одна «астероидная» миссия — OSIRIS-REx. Она тоже собирается забрать с астероида пробы и вернуть их на Землю

Валери Массон-Дельмотт и противодействие глобальному потеплению

В октябре был опубликован доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата, и климатолог Валери Массон-Дельмотт играла одну из ведущих ролей в работе над ним. Основной тезис доклада состоит в том, что уже к 2030 году средняя температура Земли может стать на 1,5 градуса выше, чем была в середине XIX века, а это может вызвать целую цепочку негативных последствий для человечества: наводнения, ураганы, подъем уровня Мирового океана. Мировое сообщество пока не может договориться о том, как именно избежать грядущего апокалипсиса. Возможно, эта задача еще ждет своего героя.

Йо Би Инь и борьба с пластиковым загрязнением

Министр энергетики, науки, технологии, окружающей среды и изменения климата Малайзии с момента вступления в должность в июле уже сделала несколько смелых шагов в защите окружающей среды. В том числе ей удалось установить запрет на импорт пластиковых отходов в Малайзию и подготовить правовую базу для полной ликвидации одноразового пластика в стране к 2030 году.

Читайте также: Человечество уже больше полувека живет в пластмассовом мире. Чем это обернулось для окружающей среды?

Джесс Уэйд и роль женщин в науке

Ученого-физика Джесс Уэйд редакторы Nature отметили за ее вклад в освещение роли женщин в науке. За год она написала несколько сотен статей для Википедии о женщинах-ученых, а в какой-то момент собрала группу последователей, занявшихся тем же. Свою цель Уэйд видит в борьбе с гендерными стереотипами в науке, за год она несколько раз выступала против сексистских высказываний в академической среде.

Читайте также: Революционерки, студентки, профессорки. Как борьба женщин за равноправие привела к возникновению отдельной академической дисциплины

Роберт-Ян Смитс и открытый доступ к научным знаниям

По инициативе эмиссара Еврокомиссии Смитса в этом году начал внедряться в жизнь Plan S, предполагающий переход к модели открытого доступа к научным публикациям. Группа под его руководством разработала десять принципов этого перехода. 16 организаций из 12 стран, финансирующих научные исследования, уже согласились внедрять план и переходить к новой модели; они выступили с требованием сделать открытым доступ к результатам всех исследований, которые они поддерживают, уже к 2020 году.

Молодой Гитлер.Фото: Deutschland Erwache

Мыслить как диктатор

Задолго до появления профайлеров серийных убийц и маньяков ЦРУ пыталось составить психологический портрет Гитлера. А помогал им в этом «агент 488» — Карл Густав Юнг

Спецслужбы США не располагали никакими надежными источниками, близкими к фюреру, однако понять мотивацию, характер и круг интересов Адольфа Гитлера было необходимо для принятия политических и военных решений. Поэтому аналитики американской разведки пытались читать между строк «Майн Кампф», а швейцарский резидент завербовал лучшего ученика Зигмунда Фрейда — Карла Густава Юнга. Однако все усилия по созданию достоверного психологического профиля и попытки предсказать поступки одиозного нацистского лидера потерпели крах. Западным странам это стоило очень дорого.

Госструктуры США периодически рассекречивает документы прошлого. Почти всегда из них убирается вся «чувствительная информация»: имена всех нераскрытых агентов, секретные проекты, о которых трудно найти сведения в открытых источниках, и так далее. Если историк направляет запрос по поводу проекта американской десятигигатонной термоядерной бомбы (200 «Царь-бомб»), которую хотели создать американские ученые, но запретил президент Эйзенхауэр, то в ответ приходят «рассекреченные по запросу» документы, в которых вымарано абсолютно все, кроме заголовка.

Тем подозрительнее выглядит недавняя публикация ведомства — описание личности Адольфа Гитлера, составленное в конце 1943 года Генри Филдом, работником Управления стратегических служб (УСС, прямой предшественник ЦРУ). Там вообще нет вымаранных кусков. Ни одного. Это очень странно. Неужели все агенты, сообщавшие американской разведке сведения о Гитлере, провалились? И насколько успешно аналитики спецслужб справились со своей задачей? Попробуем разобраться.

«Читая «Майн Кампф» между строк» [ ... ]

Соколы просвещения

Трио «рационалистов» за год написали 20 фейковых гуманитарных статей, 7 дошли до публикации. И что это доказывает?

2 октября трое активистов опубликовали описание масштабной академической махинации, предпринятой ими в отношении нескольких гуманитарных изданий. Хелен Плакроуз вместе с двумя коллегами направила в разные журналы 20 статей «заведомо абсурдного содержания», часть из них приняли к публикации. Активисты утверждают, что акция указывает на кризис в социальных исследованиях и засилье феминисток и ЛГБТ. «Чердак» объясняет, почему акция «просветителей» показывает совсем не это.

Что произошло?

Как работает научный журнал: редактор получает рукописи от ученых и, если они соответствуют минимальным требованиям, отправляет рецензентам. Рецензенты могут принять статью, могут отправить на доработку, а могут отказать в публикации; на их роль обычно берут экспертов в соответствующей области.

Большая часть «статей» Плакроуз была не материалом на основе неких наблюдений с последующим теоретическим анализом, а эссе — размышлениями на те или иные темы. Семь приняли к публикации, пять отправили на доработку, а еще восемь отвергли вовсе. Причем три из них отвергли, даже не отправляя на рецензию, — такое происходит, когда присланная рукопись очевидно плоха уже с точки зрения редактора.

Из семи принятых работ подобием эмпирического исследования было три статьи. Среди рекомендованных к доработке — две, а почти все эссе были отвергнуты — исключением была «шизоэтнография», текст, якобы написанный человеком с расстройством множественной личности. Таким образом, наличие хоть какой-то видимости эмпирической работы существенно повышало шансы на публикацию. Впрочем, одну из семи дошедших до публикации работ приняли в журнале Sex Roles только после того, как ее же отвергли рецензенты Men & Masculinities (а рекомендованный к доработке текст для Gender & Society не принял до этого другой журнал, Gender, Work, and Organisation). [ ... ]

Этика генетика

Китайские ведомства уже сформулировали свою этическую позицию по отношению к эксперименту Хэ Цзянкуя. «Чердак» попытался выяснить, что думают российские

Новость о том, что в Китае появились первые генетически модифицированные дети, подняла волну реакций по всему миру: с заявлениями, оценивающими поступок Хэ Цзянкуя, выступили как отдельные ученые, так и институты — от университетских кафедр до академий наук и министерств. «Чердак», в свою очередь, постарался выяснить, какую позицию по этому вопросу занимают специалисты и ведомства в России.

Биолог Хэ Цзянькуй 26 ноября заявил, что в начале этого ноября родились девочки-близнецы, геном которых он отредактировал на стадии эмбриона. Они были зачаты при помощи ЭКО, при этом их отец — носитель ВИЧ. С помощью системы CRISPR-Сas9 ученый «сломал» у эмбрионов ген CCR5, а затем их трансплантировали в матку. Изменение этого гена должно снизить риск инфицирования ВИЧ, который проникает в клетки человека, пользуясь белком CCR5 как дверью. Насколько можно судить сейчас, опыты Хэ Цзянькуя проводились частным образом, без согласования с органами здравоохранения, хотя и первая публикация о его экспериментах была спровоцирована тем, что в сеть «утек» официальный документ, дающий «зеленый свет» на клинические исследования Хэ. Однако Хэ не только не опубликовал работы в научном рецензируемом журнале, но и не предоставил никаких данных, подтверждающих то, что эксперимент состоялся. Пресса не получила даже фотографии новорожденных.

На этой неделе, уже после того, как заявление Хэ прогремело на весь мир, более ста китайских ученых подписали письмо, в котором осудили этот эксперимент, в том числе по этическим соображениям. А в четверг представитель Министерства науки Китая заявил, что министерство решительно выступает против исследований Хэ, назвав их незаконными. Кроме этого, по сведениям китайской прессы, Министерство науки вместе с Министерством здравоохранения Китая и Китайской ассоциацией по науке и технике потребовали от «соответствующих ведомств» остановить деятельность персонала, задействованного в эксперименте по созданию генно-модифицированных детей.

Эти события важны и небезынтересны для россиян потому, что китайское законодательство официально не запрещает и не разрешает манипуляции с геномом эмбриональных клеток человека. Примерно такая же ситуация с законодательством прямо сейчас существует и в России.

Весной 2018 года правительство РФ опубликовало дорожную карту «Развитие биотехнологий и генной инженерии» на 2018—2020 годы», в которой значилось, что Минздрав к ноябрю нынешнего года подготовит предложения «по совершенствованию порядка проведения доклинических и клинических исследований, регистрации лекарственных препаратов, медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, предполагающих изменение генома человека, в том числе эмбриона человека». [ ... ]