Текст уведомления здесь

Илон Маск: самый классный парень на планете — 2

Как создать три многомиллиардные империи после полного провала

«Чердак» продолжает переводить посты науч-поп блога WaitButWhy, одного из авторов которого пригласил в гости самый удивительный миллионер планеты — Илон Маск. В этом выпуске — о том, как Маск почти потерял все, но потом сумел построить сразу три технологические империи.
Добавить в закладки
Комментарии
В прошлом выпуске автор Wait But Why Тим Урбан рассказал, как ему неожиданно позвонил Илон Маск и предложил поболтать о том о сем и заодно съездить в Калифорнию, посмотреть, что происходит на его многочисленных заводах. Урбан рассказал о детстве Маска и о том, как он с нуля создал первый привязанный к карте интернет-поисковик, а потом продал его за 307 миллионов долларов.

Впоследствии Маск регулярно будет делать одно и то же — завершать одно предприятие и тут же погружаться в другое, причем более сложное. Если бы Илон следовал негласной инструкции для миллионеров эпохи дот-комов, он бы знал, что нужно делать, когда ты сорвал куш на стартап-буме 1990-х: либо расслабиться и лениво заниматься венчурными инвестициями, либо (если остались амбиции) организовать новое предприятие на чьи-нибудь деньги. Но Маск вообще не любитель следовать правилам, поэтому он ухнул три четверти всей прибыли, которую получил от продажи Zip2, на свою новую идею. Это был возмутительно наглый план — создать, по сути, настоящий онлайн-банк, c расчетными, сберегательными и брокерскими счетами под названием X.com. Сейчас это кажется не таким уж безумным, но в 1999 году интернет-стартап, пытающийся конкурировать с крупными банками, был чем-то неслыханным.

В том же здании, где сидела X.com, снимала офис еще одна компания, занимавшаяся интернет-финансированием. Она называлась Confinity, ее основателями были Питер Тиль и Макс Левчин. Среди множества услуг, которые предлагал X.com, был простой сервис для денежных переводов, а Confinity разрабатывала очень похожую услугу. Обе компании заметили серьезный спрос на подобный сервис, так что X.com и Confinity стали ожесточенно конкурировать. В конце концов они решили слиться, и появилось то, что мы знаем сегодня как PayPal.

Ежегодно PayPal приносит своему «поглотителю» eBay почти 18 миллиардов долларов выручки. Фото: Ken Wolter/shutterstock


После слияния множество противоречащих друг другу и самоуверенных эго столкнулись в одном месте. Теперь вместе с Маском работали Питер Тиль и целая толпа других, ныне суперуспешных интернет-ребят. И несмотря на то, что компания быстро росла, внутри дела шли совсем не так гладко. Взрыв произошел в конце 2000 года, когда Маск находился в поездке, которая была неким гибридом между компанией по сбору средств и медовым месяцем с его первой женой Джастин. Группа противников Маска устроила переворот и сместила его с должности гендиректора. На место Илона пришел Тиль.

Маск пережил это на удивление хорошо. Он до сих пор говорит, что не согласен с тем решением, но понимает, почему они так поступили. Илон остался в команде на одной из руководящих должностей, продолжил инвестировать в компанию и сыграл важнейшую роль в продаже PayPal компании eBay в 2002 году за 1,5 миллиарда долларов. Маск был крупнейшим акционером PayPal и вышел из сделки со 180 миллионами долларов (после уплаты налогов).

Если до сих пор Маск сохранял видимость, что хотя бы отчасти принимает решения так же, как нормальные люди, то теперь, в 2002 году, когда 31-летний Илон стал запредельно богат, он окончательно вышвырнул кодекс правил обычного человека.

В 2002 году, даже до продажи PayPal, Маск начал взахлеб читать все, что мог найти, про ракетные технологии. В том же году, взяв 100 миллионов долларов, он запустил одно из самых немыслимых и безрассудных предприятий всех времен — компанию SpaceX, которая должна радикально снизить стоимость космических полетов, для того чтобы люди освоили другие планеты и в течение ближайшего столетия основали на Марсе колонию как минимум из миллиона человек.

Пока колония на Марсе — это утопия. Впрочем, частный космический корабль тоже был утопией каких-нибудь 15 лет назад. Algol/shutterstock


Угу.

Тогда, в 2004 году, когда этот глобальный проект только затевался, Маск счел, что лучше делать несколько дел одновременно, и запустил второй самый немыслимый и безрассудный проект всех времен — компанию Tesla, которая должна была произвести революцию в автопроме, чтобы ускорить наступление эпохи электромобилей и приблизить человечество к будущему альтернативной энергетики. Это предприятие Маск тоже финансировал из своих средств, вложив в него 70 миллионов долларов. Илона совершенно не смущал тот факт, что последним успешным американским стартапом в автомобильной промышленности был Chrysler в 1925 году. А успешных стартапов в области электромобилей вообще не было.

Через два года, в 2006-м, Маск выложил еще 10 миллионов долларов и вместе с двоюродными братьями основал еще одну компанию — SolarCity (действительно, почему бы и нет?). Цель — устроить революцию в энергетике, создав предприятие, которое оснастит миллионы домов солнечными батареями. В результате резко снизятся объемы ископаемого топлива, которое идет на производство электричества, тем самым резко снижая потребление электричества на ископаемом топливе. И это, по Маску, «ускорит массовый переход к альтернативным источникам энергии».

Солнечный город, в который попал Незнайка, во многом похож на создаваемый Маском мир будущего. Иллюстрация к книге Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» 1958 года.


Если бы вы наблюдали все это в реальном времени, то сочли бы происходящее историей с грустным концом. Витающий в облаках миллионер, сделавший деньги в интернете, комично беспомощный, с уймой невозможных проектов — в общем, делающий все, чтобы промотать состояние.

К 2008 году все еще казалось, что так оно и происходит. SpaceX наконец поняла, как строить ракеты, но эти ракеты не работали: компания провела три запуска, но ракеты взрывались раньше, чем добирались до орбиты. Чтобы получить хоть какие-нибудь серьезные инвестиции или контракты по доставке грузов на орбиту, SpaceX нужно было доказать, что она может успешно произвести запуск. Но Маск сказал, что средств осталось только на одну попытку. Если бы четвертый старт завершился провалом, SpaceX пришел бы конец.

Тем временем в Сан-Франциско у Tesla дела обстояли не лучше. Она все еще не выпустила на рынок свой первый автомобиль — Tesla Roadster, и со стороны все это смотрелось не очень. Блог сплетен Силиконовой долины Valleywag в 2007 году признал Tesla Roadster провалом номер один среди технологических компаний. В дополнение ко всему, в 2008 году внезапно обвалилась мировая экономика, и сильнее всего кризис ударил по автопрому. Потоки инвестиций в автомобильные компании, особенно в новые и непроверенные, иссякли. Деньги у Tesla быстро кончались.

Единственным островком стабильности и силы в жизни Маска мог бы быть его длившийся уже восемь лет брак, если бы как раз в это время он не развалился, закончившись унизительным и грязным разводом.

Сложно улыбаться, когда ты теряешь все. Фото: helga esteb/shutterstock


Мрак.

Но вот какое дело: Маск никогда не был дураком, и он не создавал плохих компаний. Он создавал очень–очень хорошие компании. Просто построить надежную ракету — это чертовски сложно. Так же, как и запустить автомобильный стартап. А поскольку никто не хотел инвестировать в то, что со стороны казалось слишком амбициозным и, скорее всего, обреченным на неудачу (особенно во время кризиса), Маску пришлось вкладывать собственные средства. PayPal сделала его богатым, но не настолько, чтобы в течение продолжительного времени удерживать компании на плаву за свой счет. Без внешнего финансирования ни SpaceX, ни Tesla не могли прожить долго. Так что дело не в том, что компании были плохими. Просто, чтобы стать успешными, им требовалось больше времени, а его у них не было.

И именно тогда, в самый мрачный час, все перевернулось.

Во-первых, в сентябре 2008 года SpaceX запустила четвертую ракету — последнюю в том случае, если бы она не доставила груз на орбиту, и все прошло отлично. Супер.

Этого оказалось достаточно, чтобы в NASA сказали: «Черт возьми, давайте дадим этому парню шанс» — и предложили SpaceX контракт на 1,6 миллиарда долларов. По условиям компания должна была осуществить для агентства 12 запусков. NASA подарило Маску время. SpaceX была спасена.

На следующий день, в канун Рождества 2008 года, Маск выпросил еще немного денег, которые позволили бы ему удержать Tesla на плаву. Инвесторы неохотно, но согласились. Еще время. Через пять месяцев дела стали налаживаться, и компания получила еще одну инвестицию — 50 миллионов долларов от Daimler. Tesla была спасена.

В 2010 году стартовая цена Tesla Roadster составляла 109 тысяч долларов. Фото: Darren Brode/shutterstock


В 2008 году трудностей на пути Маска оставалось предостаточно, однако следующие семь лет стали историей головокружительного успеха Илона Маска и его компаний.

После первых трех неудач SpaceX произвела 20 запусков, и все были успешными. NASA стало постоянным клиентом, одним из многих, поскольку благодаря своим инновационным наработкам SpaceX отправляла грузы в космос по самой низкой цене за всю историю космонавтики. Теперь запускать космические летательные аппараты на орбиту и успешно возвращать их на Землю могли только четыре игрока: США, Россия, Китай и – SpaceX. Сейчас SpaceX испытывает корабль, который может отправить в космос людей, кроме того, в компании работают над ракетой большей грузоподъемности, которая сможет доставить на Марс сразу 100 человек. Недавние инвестиции от Google и Fidelity подняли стоимость компании до 12 миллиардов долларов.

Dragon, созданный SpaceX, не только единственный частный космический «грузовик», но еще и единственный космический «грузовик», который возвращается на Землю. Фото: NASA


Model S от Tesla имела огромный успех, получив самый высокий в истории рейтинг Consumer Reports — 99 из 100, а заодно высшую в истории оценку безопасности от Национального управления безопасностью движения на трассах — 5,4/5. Tesla все ближе и ближе подбирается к выпуску своей ударной модели — доступной массовому пользователю Model 3. Рыночная капитализация компании сейчас немногим меньше 30 миллиардов долларов. Ко всему прочему, Tesla превращается в крупнейшего в мире производителя аккумуляторов. Сейчас компания строит в Неваде гигазавод, который более чем в два раза увеличит общий ежегодный мировой объем производимых литий-ионных аккумуляторов.

Рыночная капитализация SolarCity, которая в 2012 году вышла на IPO, составляет чуть менее 6 миллиардов долларов. SolarCity стала крупнейшей компанией — установщиком солнечных батарей в США. Сейчас она строит в Буффало самый большой в стране завод по производству солнечных панелей. Скорее всего, очень скоро SolarCity станет партнером Tesla, чтобы продавать свою продукцию вместе с ее новыми аккумуляторами для дома Powerwall.

Рабочие устанавливают солнечные панели от SolarCity на крыше дома. В Калифорнии, где находится штаб-квартира компании, в солнечном свете недостатка нет. Фото: Steve & Michelle Gerdes/flickr


Через пару лет, когда заводы будут построены, в компаниях Маска будет в сумме больше 30 тысяч сотрудников. И это после того, как в 2008 году Маск едва не обанкротился (одному из приятелей Илон говорил, что им с женой, возможно, придется переехать в подвал дома ее родителей). Сейчас чистая стоимость активов Маска составляет 12,9 миллиарда долларов.

Все это сделало Маска живой легендой. После того как Илон создал успешный автомобильный стартап и всемирную сеть автозаправочных станций Supercharger, его стали сравнивать с Генри Фордом и Рокфеллером. Инновации, которые SpaceX внедрила в ракетные технологии, породили сравнения с Говардом Хьюзом. Многие проводят параллели между Маском и Томасом Эдисоном за его инженерные достижения в разных областях промышленности. Но чаще всего Маска сравнивают со Стивом Джобсом за уникальный талант устраивать перевороты в огромных и давно стагнирующих индустриях и делать вещи, которых потребители будут жаждать, хотя даже не подозревают об этом.

Крис Андерсон, куратор знаменитой конференции TED Talks, назвал Маска «самым замечательным предпринимателем из ныне живущих». Другие считают его «реальным Железным Человеком», и не без оснований: режиссер Джон Фавро перед съемками первого фильма о Железном Человеке действительно отправлял Роберта Дауни-младшего к Маску на завод SpaceX, чтобы актер мог списать своего героя с Илона. Маск даже появлялся в «Симпсонах».

В серии «Маск, который свалился на Землю», Илона тоже свергают с поста гендиректора. Изображение: Джеймс Брукс, Мэтт Грейнинг


И вот с этим человеком я каким-то чудом говорил по телефону, лихорадочно бродя туда-сюда по дому в пижаме.

Во время разговора он дал понять, что хочет привлечь меня не для рекламы его компаний. Он хотел, чтобы я объяснил людям, почему так важен мир, породивший эти компании, и почему так важны все эти электромобили, возобновляемые источники энергии и авиакосмическая промышленность.

Маску страшно надоели люди, пишущие непосредственно о нем. Он считает, что в тех областях, которыми он занимается, происходит множество важнейших событий, и каждый раз, когда кто-то пишет лично о Маске, Илон злится, что лучше бы этот кто-то написал о поставках ископаемого топлива, или о развитии аккумуляторов, или о важности освоения людьми других планет.

И я совершенно уверен, что этот пост под названием «Илон Маск: самый классный парень на планете Земля» вызовет у него раздражение.

Но у меня есть свои причины. Я хочу понять две вещи.

1) Почему Маск делает то, что он делает. Он глубоко убежден, что занимается важнейшими вещами, которые дадут человечеству шанс на хорошее будущее. Я хочу подробно изучить эти вопросы и причины, по которым они его так волнуют.

2) Понять, почему Маск способен делать то, что он делает. В каждом поколении есть несколько человек, которые радикально меняют мир, и таких людей стоит изучить. Они делают все не так, как другие, и мне кажется, у них можно многому научиться.

Поэтому для своей поездки в Калифорнию я поставил две цели: как можно лучше понять то, над чем столь отчаянно работают Маск и его команды (и почему это так важно), и попробовать разобраться в том, что делает Маска способным изменять мир.

В следующем выпуске читайте о том, что автор Wait But Why увидел на заводе Tesla, как он пообедал с Илоном Маском и попытался выяснить, что же в нем такого особенного.
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы