Топ-наука. Научный хит-парад НИТУ «МИСиС»

Медийная десятка января: сколько вам нужно денег для счастья?

Сбросим Рафаэля в Море Изобилия, загадочные грибы Твери, молодые сонные перфекционисты, больные крысы-вейперы — в хит-параде самых медийных научных разработок российских университетов.

«Про любимый лунный трактор…»

Ближе к середине января люди так устали от выходных, салатиков и телевизора, что были готовы взмолиться: «Может, лучше про реактор, про любимый лунный трактор?» И грядущее освоение лунных просторов действительно стало одной из самых популярных тем января. В конце месяца прошла презентация проекта «Космический Газпром». Ученые НИТУ «МИСиС», Томского государственного университета (ТГУ) и Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) представили совместные разработки для будущей колонизации Луны. Журналистов заинтересовали плазменная установка для производства аналога лунного грунта в земных условиях и робот для добычи воды из лунного реголита.

10-е место, 84 публикации

Под сорок робот едет…

Тему полезных томских роботов продолжила роботизированная платформа на гусеничном ходу, разработанная учеными Томского госуниверситета для спасательных операций. Робот-санитар способен эвакуировать людей со скоростью до 40 км/ч и собирать опасные предметы весом более 100 кг. Создатели планируют выпустить промышленный образец робота в марте 2017 года, а впоследствии оснастить платформу прибором автоматического контроля реанимации, который уже разработали в ТГУ по заказу МЧС.

9-е место, 86 публикаций

Тутанхамон, Аполлон и другие лунатики

Тему использования Луны в народном хозяйстве блестяще продолжили ученые Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и Института астрономии РАН. В докладе «Луна как идеальное хранилище сокровищ культуры» они предлагают построить специальные хранилища на Луне и уберечь там объекты культурного наследия от терроризма, пожаров, бактерий и цунами. Ничего этого, как известно, на Луне нет, поэтому, по мнению авторов доклада, она — «идеальное место для использования в качестве гигантского музея и одновременно сейфа». Правда, от метеоритной атаки поверхность Луны совсем не защищена, о чем авторы доклада скромно умолчали. Возможность лишить всех землян произведений искусства подняло авторов работы на 8-е место рейтинга.

8-е место, 87 публикаций

География жизни

На седьмой позиции — совместная работа Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и Международного института прикладного системного анализа (IIASA), посвященная проблеме старения. В этом исследовании был впервые рассчитан порог старости для разных регионов России, и, как выяснилось, разрыв часто оказывался огромным. Ожидаемая продолжительность жизни в Ингушетии, Москве или Дагестане находится на уровне благополучных стран Западной Европы — 73—76 лет, в то время как в Туве или на Чукотке показатели как в африканских странах — меньше 60 лет. По-прежнему остается разрыв между мужской и женской смертностью. К примеру, в Мурманской и Ивановской областях 70-летних женщин втрое больше, чем мужчин.

7-е место, 90 публикаций

Когда бессильны Хрюша со Степашкой

На шестом месте — Высшая школа экономики с исследованием о связи перфекционизма и бессонницы. Как установили сотрудники Вышки в содружестве с британскими (да-да!) учеными из Нортумбрийского и Оксфордского университетов, перфекционисты спят плохо. Причем одним из главных факторов бессонницы становится повышенная тревожность. Выводы сделаны на основании тестирования 78 добровольцев в возрасте от 18 до 27 лет. И хотя результаты исследователей трудно назвать шокирующими и даже неожиданными, удивляет, как ученым удалось наловить столько 20-летних перфекционистов.

6-е место, 98 публикаций

Клетка для жизни

Биологи Новосибирского государственного университета и Института цитологии и генетики СО РАН создали клеточную модель болезни Хантингтона. Эта болезнь сегодня считается неизлечимой и малоисследованной. Первые симптомы (нервные тики, неконтролируемые движения и др.) проявляются в 35—45 лет, затем болезнь прогрессирует в течение 15—20 лет, после чего приводит к распаду личности, а затем — к смерти. Чтобы разработать эффективный метод лечения, необходимо сначала досконально изучить все молекулярные процессы, происходящие в ходе нейродегенерации, на что и направили усилия сибирские медики.

Возможно, ученым попутно удастся выяснить кое-что о десятке других малоизученных заболеваний, имеющих такую же причину (удлинение полиглутаминового тракта в каком-либо белке). Видимо, поэтому такая серьезная научная работа вызвала интерес журналистов и читателей и поднялась в рейтинге на 5-е место.

5-е место, 106 публикаций

Крысиные перекуры

Эксперимент по влиянию электронных сигарет на легкие, проведенный студентами Медицинской академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, вызвал нешуточный ажиотаж в средствах массовой информации: оказалось, такое «курение» тоже вредно. В течение 60 дней ученые устраивали 36 подопытным крысам ежедневный четырехминутный «перекур», распыляя в камере 0,005 мл безникотиновой жидкости для вейпов. Как отмечают исследователи, у крыс-вейперов обнаружились воспаления в бронхах, жидкость в легких и отек межальвеольных перегородок. Кроме того, на седьмые сутки у крыс опытной группы обнаружилась дыхательная недостаточность. В среднем по сравнению с контрольной группой показатели экспериментальных крыс были хуже на 34%.

4-е место, 109 публикаций

Новый. Несъедобный. Тверской.

Биологи МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международного научного коллектива нашли и описали новый вид гриба под названием Entoloma krutiсianum. Статья об открытии была опубликована в журнале Persoonia. Вроде бы на научную сенсацию не тянет, новые виды грибов открываются достаточно часто. Вот только экспедиция проходила в Тверской области. Как заметил один из первооткрывателей нового несъедобного гриба, ведущий инженер кафедры микологии и альгологии биологического факультета МГУ Максим Дьяков, «грибы до сих пор остаются загадочной и недостаточно хорошо изученной группой организмов. Даже в относительно хорошо изученных местах продолжают скрываться новые для науки виды». Новый вид, открытый в паре часов езды от Москвы, принес главному университету страны «бронзу» в январском рейтинге.

3-е место, 110 публикаций

Где пойти учиться?

«Серебро» в январе получила Высшая школа экономики, которая уже второй месяц подряд попадает в призовую тройку рейтинга. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ исследовали «географическую доступность» высшего образования в стране, проранжировав все регионы России по трем параметрам. Первым показателем стало отношение количества мест в вузах региона к числу населения в возрасте от 17 до 25 лет, вторым — финансовая доступность (стоимость обучения, траты на жилье, расходы на проживание и т.п.), третьим — территориальная доступность вузов. Сюрпризом оказалось то, что Москва победила только в третьей категории, оптимальную финансовую доступность высшего образования продемонстрировал Санкт-Петербург, а обеспеченность местами в высших учебных заведениях — Курская область. Там этот показатель достигает 49,6%, то есть практически на половину юных курян уже заготовлены учебные места в вузах региона.

2-е место, 199 публикаций

«Сколько вам нужно денег для счастья?»

«Золото» январского научно-медийного хит-парада заслуженно получили исследователи Российского государственного социального университета (РГСУ). Они приставали к россиянам с бессмертным вопросом Остапа Бендера: «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? Только подсчитайте все». Точнее, социологи интересовались оптимальным, по мнению опрошенных, размером пенсии. Надо сказать, результат ненамного превысил балагановские шесть тысяч четыреста рублей. 36,5% россиян будут рады пенсии в 20—30 тыс. рублей, еще около трети (28,1%) согласны даже на 15—20 тыс. рублей. Скромность запросов вылилась в вал публикаций, заголовки вроде «Это жизнь на уровне Африки», а также в новый рекорд — 706 выходов за первые сутки и «золото» нашего рейтинга.

1-е место, 722 публикации

Кроме этого, в январе ученые российских университетов разрабатывали замену платине, искали кратер от Тунгусского метеорита, открывали 40 астероидов за 24 часа, создавали эмоционального робота по имени «Гагарин», доказывали, что белые ночи приводят к ожирению, и занимались решением множества не менее важных и интересных проблем.