Топ-наука. Научный хит-парад НИТУ «МИСиС»

Медийная десятка февраля: ковчег без Ноя

Идеальная взрывчатка, смерть стафилококкам, взгляд черной дыры, вечная молодость и Всемирный потоп — все это и многое другое в февральском хит-параде самых медийных научных разработок российских университетов.

Всякой твари по паре

Хит-парад открывает инициатива биологов МГУ, которые создали информационную систему, содержащую данные о полумиллионе растений и десяти тысячах микроорганизмов, в том числе микрофотографии и фрагменты последовательностей генома. К концу следующего года в систему планируется загрузить все образцы коллекций МГУ. Работа сделана в рамках проекта «Ноев ковчег». Осталось понять, будут ли владельцы «ковчега» делить животных на чистых и нечистых.

10-е место, 62 публикации

Взрывной Грааль

Российские химики и физики в сотрудничестве с учеными из других стран нашли способ создания сверхмощной взрывчатки при относительно небольшом давлении. Как напомнил один из разработчиков, профессор Сколтеха и МФТИ Артем Оганов, речь идет об «одном из Святых Граалей в материаловедении, поиске полимерного азота». Полимерный азот, предельно мощное взрывчатое вещество, до сих пор удавалось получить только при давлении свыше миллиона атмосфер, что автоматически снимало вопрос о его промышленном производстве. И хотя группе исследователей удалось снизить давление, при котором образуется вещество с кучей связей «азот-азот», лишь до 230 тысяч атмосфер, новость все равно оказалось очень востребованной.

9-е место, 67 публикаций

Кокнуть стафилококк

На восьмом месте — разработка Пермского государственного научно-исследовательского университета. Химики ПГНИУ оформили патент на способ получения химических соединений, которые помогут побороть золотистый стафилококк. Этот возбудитель стал самой частой причиной внутрибольничных инфекций. По утверждениям пермяков, их соединения оказались в два-три раза результативнее в борьбе с золотистым стафилококком, чем самые распространенные антисептики.

8-е место, 69 публикаций

Черная дыра, открой личико!

Астрономы Московского государственного университета выпустили статью, рассказывающую о причинах, по которым сверхмассивные черные дыры в центрах галактик «открывают лицо». Дело в том, что обычно наблюдению за этими небесными «тяжеловесами» мешает огромное количество пыли и газа, окружающее ядра галактик. Но иногда этот космический мусор по непонятным причинам исчезает и сверхмассивная черная дыра, как говорят астрономы, «открывает лицо» — становится видимой для телескопов.

7-е место, 70 публикаций

Панацея для нации

Эстафету астрономов принимают химики МГУ. Эти достойные люди представили в феврале разработку, которую журналисты успели окрестить «панацеей от химического оружия» и «антидотом для пестицидов». Речь о наночастицах, которые могут быть использованы в качестве защитного средства от боевых отравляющих веществ и пестицидов. Эксперименты на крысах подтвердили, что вещество защищает от обычно смертельных доз даже таких мощнейших видов химического оружия, как газ VX.

6-е место, 74 публикации

Склеить разбитые сосуды

Пятое место в февральском рейтинге заняла научная группа из Сибири (Новосибирский государственный университет, Институт цитологии и генетики СО РАН, Сибирский федеральный биомедицинский исследовательский центр и Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН). Ученые создали тканеинженерные конструкции, способные, по словам авторов работы, в перспективе заменить сосуды человека. Свойства искусственных сосудов максимально приближены к физиологическим, что позволит снизить риск воспаления, тромбоза и других негативных процессов у пациентов после трансплантации.

5-е место, 97 публикаций

Дорога в 800 тысяч галактик начинается с каталога

Астрономы Московского государственного университета вместе с коллегами из Франции представили на суд научной общественности каталог RCSED, в котором содержатся сведения о 800 тысячах галактик. По утверждению создателей, это самый большой в мире однородный набор данных для галактик. Магия круглых цифр сработала — новость была перепечатана в средствах массовой информации ровно сто раз и вывела астрономов на четвертое место в нашем хит-параде.

4-е место, 100 публикаций

А террориста я узнаю по походке…

«Бронзу» в феврале 2017 года получают специалисты из Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Они создали программу, отслеживающую необычное поведение людей в толпе, в основном — по манере ходьбы. Как говорят создатели, разработка ориентирована, прежде всего, на современные IT-системы безопасности вокзалов и аэропортов. Впрочем, для работы программы не требуется дорогостоящее оборудование. Вполне достаточно тривиального смартфона.

3-е место, 101 публикация

Лет до ста расти нам без старости

На втором месте — исследователи МГУ, и это уже пятая разработка университета на Воробьевых горах в «горячей десятке» февральского рейтинга. Университетские биологи совместно с исследователями из Стокгольмского университета получили вещество, замедляющее старение. Разработанный искусственный антиоксидант SkQ1 в процессе экспериментальных исследований показал, что у получавших его мышей признаки старения развивались намного медленнее, при этом значительно увеличилась продолжительность жизни. По оценке ученых, «лекарство от старости» может появиться в аптеках через два-три года.

2-е место, 127 публикаций

Мировой океан прирастет Сибирью?

Где Ноев ковчег, там и Всемирный потоп. Самой нашумевшей научной разработкой февраля стало масштабное исследование, проведенное уральскими учеными из лаборатории физики климата и окружающей среды УрФУ совместно с коллегами из исследовательских институтов РАН, Франции, Германии и Японии. Главной сенсацией стало предсказание, согласно которому из-за таяния вечной мерзлоты восемь регионов России могут полностью уйти под воду уже в ближайшие 50 лет. Приготовиться предлагается жителям Архангельской и Мурманской областей, Ямало-Ненецкого округа, Красноярского края, Якутии и Республики Коми и близлежащих регионов.

1-е место, 274 публикации

Также в феврале ученые из российских университетов лечили сердце консервированной сайрой, вычисляли семейное положение по соцсетям, добывали из воды платину и скандий, доказывали, что гаджеты не мешают детям учиться, и занимались решением множества других не менее интересных проблем.