Текст уведомления здесь

«Подключаем электроды и получаем все, что угодно»

Польский художник Михал Бжезинский ищет стихи, цвета и музыку в растениях

Москву недавно посетил польский футуролог Михал Бжезинский. В рамках программы "Polytech.Science.Art: Наука. Искусство. Технологии" он провел необычный мастер-класс, на котором научил пришедших москвичей понимать язык растений.
Добавить в закладки
Комментарии
— Михаил, почему Вы выбрали растения для арт-исследований?

— Если посмотреть на растения, то у них, конечно, нет мозга и нервной системы, но определенная активность наблюдается. У них есть электромагнитные поля, и их можно измерить. Мне было интересно обнаружить некоторые способы передачи этой информации и перевести ее на абстрактный язык с помощью программирования.

— Чем Вы пользуетесь в своих исследованиях?

— Я пытаюсь делать все как можно проще. Использую недорогое оборудование и пытаюсь с его помощью достигнуть наилучших результатов. Я закрепляю самые простые электроды на листьях растений, подключаю их к усилителю, а затем через компьютер улавливаю аудио- или видеосигналы.

— И каков же конечный результат?

— В результате можно получить буйство цвета или теней. Вообще, все что угодно. Зависит от того, чем ты пользуешься во время исследования.



— Можно ли назвать Ваши работы научными?

— Я думаю, что это лучше называть научно-творческим исследованием, основанным на идее создания науки своими руками. Ноги растут из панка и философии D.I.Y. (do it yourself — модное течение последнего времени, когда все делаешь своими руками).

— Вы позиционируете свои эксперименты как работы в области поэтики растений. Объясните, что это?

— Это трансформация сигналов, посылаемых растениями. Мы можем наблюдать за изменениями их электромагнитных полей, измерять их и преобразовывать в определенного рода матрицы, которые становятся этакими базами данных. Потом эти матрицы можно преобразовывать в привычные для нас вещи. К примеру, если мы будем стимулировать растения с помощью слов, то можно заметить реакцию на них и записать ее как видеоряд.

— В экспериментах Вы всегда добиваетесь нужного результата?

— Мое правило — никаких ожиданий. Потому что когда чего-то ждешь, часто в реальности все оказывается совсем не так. Я стараюсь быть открытым ко всему.

— Все растения общительны? Или Вы находите какой-то вид наиболее разговорчивым?

— Нет, я даже не думаю о том, какое растение взять. У меня много разных растений, и я довольно часто с ними взаимодействую. Я пытаюсь выстроить с ними отношения, чтобы чему-то научиться… Или научить их.

— У Вас довольно нестандартный подход.

— Люди должны научиться делать шедевры своими руками. Конечно, всегда приятно сходить в музей и посмотреть на произведения искусства из прошлого. Благодаря им мы становимся ближе к историческим событиям. Но если сегодня мы не начнем делать что-то стоящее, то на этом все и закончится! Но я верю, что мы сможем!



— Как прошел мастер-класс? Что можете сказать про своих учеников?

— Они сумасшедшие, но очень милые и воспитанные. Мы обсуждали, как передать сигналы, посылаемые растениями. Возможно, они ждали чего-то другого… Сама ситуация, когда ты делаешь что-то новое, подразумевает, что сначала нужно получить знания, а потом применить их на практике. Для того чтобы заниматься проектом вроде этого, нужно знать программирование. Много лет назад люди собирались на воркшопах и объясняли друг другу, как писать программное обеспечение.

Программирование — основа для творчества современных художников. Они должны это знать. Как много растений мы можем подсоединить к компьютеру? Как это будет выглядеть? Выступая в роли художников, сами растения могут выразить гораздо больше, чем любой творец за всю историю человечества. Нужно просто дать им возможность показать себя. А сейчас такая поэзия умерла.

— Поэзия растений умерла?

— Да, но она может возродиться, если вы уделите немного внимания растениям и попробуете интерпретировать их сообщения. И поверьте, это будет гораздо сильнее, чем все, что вы читали в своей жизни! Я планирую создать программу, которая сможет переводить язык растений на любые языки. Уверен, если правильно просчитать алгоритмы, которые будут считывать их сообщения, то мы получим необычный, очень чувственный и глубокий язык.

Искусство в своем традиционном обличии уже почти вымерло, а в скором времени от него вообще не останется и следа. Растительная поэзия — одно из абсолютно новых направлений в искусстве.

— Приятно быть родоначальником нового направления?

— Иногда мне кажется, что я реально в самом начале, а когда я пытаюсь объяснить людям, понимаю, что нет, уже кое-что сделано. Хотя за все три дня пребывания в Москве я так и не смог достаточно четко объяснить, чего я хочу от учеников. Я мог просто рассказать что-то, подсказать инструменты, объяснить суть процесса. У нас море новых возможностей творить, каждый художник должен выбрать что-то свое. Сейчас творческие люди создают социальные механизмы, порождающие новые арт-идеологии. У нашего проекта как раз такая миссия.

— У Вас есть какое-то естественнонаучное образование?

— В первую очередь, я панк и арт-революционер, но у меня есть образование. Я силен в медиа, в истории и других гуманитарных областях, но не в политехнических науках. Я читаю много научной литературы и черпаю идеи в ней. Мой главный инструмент для творчества — программирование, потому что «арт» несовместим с наукой, если ты не можешь написать программу.

Татьяна ЧЕРНОВА
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы