Лесной кот, новый динозавр и таинственный слизевик

Новости с «Чердака»

Как искусственное оплодотворение помогает спасти популяцию амурского лесного кота и другие редкие виды животных? Когда жил новый вид динозавра, которого недавно открыли аргентинские палеонтологи, и какие у него были особенности? Кто такие слизевики и как они охотятся на амеб? На эти вопросы отвечает научный корреспондент «Чердака».

Алиса ВЕСЕЛКОВА, научный корреспондент портала «Чердак»:

— С вами информационный портал «Чердак», и сегодня мы вспомним лучшие новости за последние несколько дней.

Ученые из Черноголовки и Новосибирска впервые заморозили сперму редкого амурского лесного кота. Сперму брали у животных под наркозом, и затем около семи дней держали при температуре где-то минус 196 °С. После разморозки эту сперму ученые пересадили в яйцеклетки домашних кошек, и более чем в 30% случаев оплодотворение прошло успешно — образовались зиготы. Такое искусственное оплодотворение может помочь сохранить редкие виды животных, а у кошачьих одна из проблем — это бесплодие самок. Кроме того, используя данный метод, ученые могут отбирать лучшие клетки, и таким образом, оплодотворяя животных в неволе, потом они могут выпускать детенышей в естественной среде обитания.

Аргентинские палеонтологи на днях порадовали нас отличной новостью: они открыли новый вид динозавров — Ingentia prima, что в переводе с латинского означает «Первая большая». Что примечательно, у этого ящера имеются черты гигантизма — полые элементы скелета вместе с очень крупными костями задних конечностей. Ученые считают, что этот ящер триасового периода жил 210—205 млн лет назад. Т. е. получается, что признаки гигантизма у динозавров стали развиваться на 30 млн лет раньше, чем считалось до сих пор.

И наконец, ученые из Женевского университета и Института цитологии РАН исследовали охоту слизевиков на бактерии. Слизевики — очень интересные и необычные существа. Раньше их причисляли к грибам, а сейчас их относят к простейшим. Вообще, слизевики — это множество клеток, которые при необходимости могут отделиться друг от друга и жить вполне себе самостоятельно. Клетки слизевиков напоминают амеб и питаются примерно так же: охотятся на бактерии и поедают их.

Исследуя охоту слизевиков на амеб, ученые установили, что слизевики выделяют ионы цинка — специальные органеллы. Затем в эти органеллы они выставляют пойманные бактерии, и там они умирают от концентрации данного металла. Подобный тип охоты встречается только у фагоцитов животных, иммунных клеток, которые захватывают вредные частицы и мертвые клетки. Ученые и раньше использовали слизевиков для исследований иммунных процессов, а это открытие подтверждает целесообразность подобных исследований.

На этом — всё! Дальше о науке читайте на «Чердаке». Всем пока!

Двадцать лет на орбите

Серия видео о создании МКС, ее устройстве, космических туристах и освоении космических просторов

В 2018 году одному из самых значимых международных космических проектов, крупнейшему искусственному обитаемому спутнику Земли — Международной космической станции (МКС) — исполняется 20 лет. В 1993 году было подписано соглашение о создании космической станции, а уже 20 ноября 1998 года Россия вывела на орбиту первый элемент МКС. «Чердак» подготовил серию видео о создании станции и двадцатилетнем опыте освоения космических просторов на борту МКС.

Эра орбитальных станций

Александр ХОХЛОВ, конструктор ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК), популяризатор космонавтики:

— В семидесятых годах прошлого века началась эра орбитальных станций. Первыми станциями были советская станция «Салют-1» и американская станция Skylab. После этого американцы перестали создавать пилотируемые станции и летали на шаттлах (англ. — shuttles). А Советский Союз начал программу долговременных орбитальных станций. [ ... ]

Эволюция Вселенной

Мультфильм «Чердака» о том, с чего все-все началось

Что было после Большого взрыва, как образовались звезды и планеты, где на Земле зародилась жизнь и сколько времени потребовалось, чтобы на нашей планете появились растения, животные и мы с вами, смотрите в мультфильме «Чердака».

Не торопись прощаться с головой

Что такое неврозы и как с ними справляться

Современный темп жизни заставляет нас часто говорить об утомляемости, раздражительности и расшатанных нервах. Кто такие невротики на самом деле, что такое неврозы, откуда они берутся и как лечатся? «Чердак» решил разобраться в этом вопросе и поговорить с психологом Андреем Хавановым.

Андрей ХАВАНОВ, психиатр, психотерапевт Междисциплинарного центра реабилитации:

— Вообще, неврозами в психиатрии называют целую группу различных заболеваний. Их объединяет то, что, во-первых, они обусловлены (чаще всего) психологическими причинами, а во-вторых, они обратимы. Еще очень важно добавить про эти заболевания следующее: они проявляются очень разной, говоря научным языком, полиморфной симптоматикой.

Болезни в психиатрии условно можно разделить на две большие категории: неврозы и психозы. Граница между ними условна. Объяснить ее можно таким образом: при тяжелых психических расстройствах (психозах) у человека грубо дезорганизуется психика. Он теряет критичность к своему состоянию — не осознает, что с ним что-то не так. Это обычно хорошо заметно окружающим. А он может этого не осознавать. Третий момент: человек теряет способность к произвольной регуляции своего поведения, т.е. не может подчинять свое поведение своей воле. Это все характеризует психозы. [ ... ]