Лесной кот, новый динозавр и таинственный слизевик

Новости с «Чердака»

Как искусственное оплодотворение помогает спасти популяцию амурского лесного кота и другие редкие виды животных? Когда жил новый вид динозавра, которого недавно открыли аргентинские палеонтологи, и какие у него были особенности? Кто такие слизевики и как они охотятся на амеб? На эти вопросы отвечает научный корреспондент «Чердака».

Алиса ВЕСЕЛКОВА, научный корреспондент портала «Чердак»:

— С вами информационный портал «Чердак», и сегодня мы вспомним лучшие новости за последние несколько дней.

Ученые из Черноголовки и Новосибирска впервые заморозили сперму редкого амурского лесного кота. Сперму брали у животных под наркозом, и затем около семи дней держали при температуре где-то минус 196 °С. После разморозки эту сперму ученые пересадили в яйцеклетки домашних кошек, и более чем в 30% случаев оплодотворение прошло успешно — образовались зиготы. Такое искусственное оплодотворение может помочь сохранить редкие виды животных, а у кошачьих одна из проблем — это бесплодие самок. Кроме того, используя данный метод, ученые могут отбирать лучшие клетки, и таким образом, оплодотворяя животных в неволе, потом они могут выпускать детенышей в естественной среде обитания.

Аргентинские палеонтологи на днях порадовали нас отличной новостью: они открыли новый вид динозавров — Ingentia prima, что в переводе с латинского означает «Первая большая». Что примечательно, у этого ящера имеются черты гигантизма — полые элементы скелета вместе с очень крупными костями задних конечностей. Ученые считают, что этот ящер триасового периода жил 210—205 млн лет назад. Т. е. получается, что признаки гигантизма у динозавров стали развиваться на 30 млн лет раньше, чем считалось до сих пор.

И наконец, ученые из Женевского университета и Института цитологии РАН исследовали охоту слизевиков на бактерии. Слизевики — очень интересные и необычные существа. Раньше их причисляли к грибам, а сейчас их относят к простейшим. Вообще, слизевики — это множество клеток, которые при необходимости могут отделиться друг от друга и жить вполне себе самостоятельно. Клетки слизевиков напоминают амеб и питаются примерно так же: охотятся на бактерии и поедают их.

Исследуя охоту слизевиков на амеб, ученые установили, что слизевики выделяют ионы цинка — специальные органеллы. Затем в эти органеллы они выставляют пойманные бактерии, и там они умирают от концентрации данного металла. Подобный тип охоты встречается только у фагоцитов животных, иммунных клеток, которые захватывают вредные частицы и мертвые клетки. Ученые и раньше использовали слизевиков для исследований иммунных процессов, а это открытие подтверждает целесообразность подобных исследований.

На этом — всё! Дальше о науке читайте на «Чердаке». Всем пока!

Всё по науке: часть третья

Что стоит почитать ВКонтакте, если я интересуюсь наукой, но не хочу наткнуться на обман или глупость

Вот и наступило то время, когда основными источниками информации стали не сайты, книги и журналы, а паблики, группы и каналы. Чтобы не утонуть в море информации из разношерстных источников, мы на «Чердаке» совместно с коллегами из ВКонтакте периодически публикуем дайджесты интересных и проверенных сообществ для любителей науки и просто для всех тех, кому хочется знать больше об этом мире.

Общество скептиков

Это как раз про обман и глупость. Паронормальные явления и паровыделяющие устройства (вейпы), верующие и убежденные, ГМО и НЛО, гомеопатия, страхи и фобии. Всё, о чем можно и нужно спорить. Если вы хотите развить свое критическое мышление, получить навыки прикладной рациональности или просто понять что из того, в чем вы по каким-то причинам убеждены, может быть неправдой, то вам сюда. К примеру, если вы все еще думаете, что Google прослушивает все ваши устройства для увеличения эффективности таргетированной рекламы, то пора попрощаться со своей паранойей и отлепить пластырь от микрофона и камеры. Все равно не поможет (злобный смех). Команда общества скептиков поможет вам узнать, что такое научный метод и как им пользоваться в повседневной жизни. Пара постов — и вот ваша жизнь уже стала простой, приятной и осознанной.

Фото: Nomad_Soul / Фотодом / Shutterstock

Как следить за звездопадом на этой неделе

На ночь 12 августа приходится максимум активности метеорного потока Персеид. Где искать падающие звезды на небе и как их фотографировать?

Первая половина августа — лучшее в году время для наблюдения метеоров. В ночь на 13 августа достигает максимума активности метеорный поток Персеид, хотя наблюдать его можно в широких окрестностях этой даты.

Представьте себе, что в ветреный день вы проезжаете перекресток, через который только что пронесся самосвал с песком. За ним тянется широкий пыльный шлейф, и множество песчинок попадет в ваше ветровое стекло. Теперь перенесем эту картину в космос: вместо самосвала будет у нас комета, вместо перекрестка — пересечение орбит, вместо ветра — солнечный свет, а вместо ветрового стекла — земная атмосфера.

Частицы метеорного потока Персеид порождаются кометой Свифта — Таттла, которая движется по сильно вытянутой орбите, совершая один оборот за 131 год. При сближении с Солнцем испаряющиеся с ядра кометы газы уносят с собой песчинки и камешки, которые следуют за ядром по близким орбитам. Тысячелетиями давление солнечного излучения размывает этот шлейф и растягивает вдоль орбиты. Ширина потока Пересеид превышает 40 млн км, и Земля пересекает его более месяца, двигаясь вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. Однако самая плотная часть потока в тридцать раз уже — 1,3 млн км, и мы пересекаем ее примерно за 12 часов.

109P/Свифт — Таттл. Изображение: tonynetone / flickr / CC BY 2.0

В этом году условия для наблюдения Персеид особенно благоприятны. Во-первых, максимум их активности приходится на тот период, когда в Европе и России будет ночь. Во-вторых, 11 августа будет новолуние, а значит, лунный свет не помешает наблюдениям. Международная метеорная организация (IMO) прогнозирует в этом году активность Персеид на уровне 110 метеоров в час, причем в ночь максимума возможны два дополнительных всплеска активности — предположительно около 23:00 и 5:30 по московскому времени. Они связаны со сгущениями метеорных частиц, которые были замечены в прошлые годы. [ ... ]

Двадцать лет на орбите

Серия видео о создании МКС, ее устройстве, космических туристах и освоении космических просторов

В 2018 году одному из самых значимых международных космических проектов, крупнейшему искусственному обитаемому спутнику Земли — Международной космической станции (МКС) — исполняется 20 лет. В 1993 году было подписано соглашение о создании космической станции, а уже 20 ноября 1998 года Россия вывела на орбиту первый элемент МКС. «Чердак» подготовил серию видео о создании станции и двадцатилетнем опыте освоения космических просторов на борту МКС.

Эра орбитальных станций