Спасибо, что вы с нами!

Космос далекий и близкий

Как прошел открытый урок «России, устремленной в будущее», посвященный космонавтике

Всероссийский открытый урок, ставший шестым в цикле «Россия, устремленная в будущее», прошел в центре «Кинетика» при поддержке Минобрнауки России, а лекторами стали специалисты аэрокосмической отрасли. Корреспондент «Чердака» принял участие в этом мероприятии.
Добавить в закладки
Комментарии
...
Школьники на шестом Всероссийском открытом уроке

«Раз, раз, раз! Прием, Земля, прием! Ребята, „Проектория“ любит заморачиваться. Сейчас мы заморочились вообще по-максимуму. Мы вещаем с борта МКС. И здесь в космосе я, Владимир Пирожков. И здесь круто!» — передает с экрана модератор шестого Всероссийского открытого урока, промышленный дизайнер и руководитель Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» Владимир Пирожков, паря в невесомости на Международной космической станции.

Владимир Пирожков ведет урок «с борта МКС». Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

И вдруг что-то идет не так: стены станции исчезают и Владимир остается на фоне зеленого экрана. Мгновение спустя он выходит на сцену в синем костюме космонавта. Урок проходит в День космонавтики и называется «Космос далекий и близкий». И он действительно близкий, говорит Пирожков, ведь более половины человечества зависит от космоса.

На экране снова появляется космонавт, но на этот раз настоящий — это Николай Чуб, российский космонавт-испытатель, который рассказывает, насколько космос опасен и в то же время притягателен для людей.

«Космос опаснее Северного полюса, коварнее пустыни и рискованнее морских глубин. Но человека это не останавливает. Каждый из нас в отряде космонавтов мечтает о полете: и те, кто уже побывал там, и те, кто только готовится к этому важному шагу», — говорит Чуб.

И почти сразу же модератор просит школьников в зале и онлайн-слушателей ответить на вопрос: можно ли в космосе создавать уникальные сплавы материалов, которые невозможно создавать на Земле? Дети и подростки в зале почти единодушно поднимают «лайк» желтого цвета, таким образом соглашаясь с Пирожковым.

Голосование во время открытого урока «Космос далекий и близкий». Алиса Веселкова / Chrdk.

Затем на сцену выходит еще один космонавт — Герой России Сергей Рязанский, и Пирожков задает ему вопрос, который точно хотел задать каждый. Что первым делом после стыковки борта с МКС делают прилетевшие космонавты?

Космонавт, Герой России Сергей Рязанский. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

«Прежде всего надо поесть, потом переодеться», — смеется Рязанский.

А типичное утро космонавта, по его словам, выглядит так: проснуться около шести утра, подлететь к компьютеру (вместо чашки кофе) и принять присланное Центром управления полетами задание на день. На орбите нет разницы между рабочими и выходными днями. Обычно задание состоит из проведения научных экспериментов по биологии, медицине, физике, химии, созданию новых материалов.

Иногда космонавтами становятся и животные. Так, Рязанский летал вместе с рыбками, на которых изучали развитие скелета в невесомости; муравьями, поскольку насекомые наиболее чувствительны к изменению длительности дня и ночи; а также мышами, улитками, червячками.

«Червячки в скафандрах?» — интересуется Пирожков. «Обязательно», — уверяет его Рязанский.

Школьники на открытом уроке «Космос далекий и близкий». Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

А вообще, в условиях невесомости проводят очень интересные эксперименты и создают уникальные материалы, напоминают со сцены. Например, рассказывает Рязанский, в невесомости можно вырастить идеальный кристалл, а на Земле из-за гравитации кристаллическая решетка будет немного искривлена.

«А обычный человек может полететь в космос?» — спрашивает одиннадцатиклассник из Саранска.

«Для обычного человека самое важное при полете в космос — это безопасность. Необязательно нужно быть суперздоровым и суперподготовленным. Любой просто здоровый, обычный человек с легкостью перенесет эти кажущиеся страшными — на самом деле это не так — космические перегрузки. Ребята, делайте зарядку — у вас все получится!» — отвечает ему Рязанский.

Школьники на открытом уроке «Космос далекий и близкий». Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

И все-таки восстановление организма после полета — это отдельная тема.

«Восстановление после полета — это тяжелая работа, четырехразовые тренировки под руководством врача, тренера. Как говорят наши специалисты, сколько ты летал, столько тебе и восстанавливаться. То есть примерно полгода. Если мы что-то не используем, то это „что-то“ организм разрушает. Если вы перестанете читать книжки, учиться, использовать свой мозг, он тоже разрушится», — наставляет школьников Рязанский.

Космонавт, Герой России Сергей Рязанский и промышленный дизайнер и руководитель Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимир Пирожков. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

Но даже если вы не послушаете совета космонавта и не захотите делать зарядку каждый день, вы все равно сможете работать в аэрокосмической отрасли. Рязанский уверен, что любой человек может найти интересную работу в этой области, будь то IT-специалист или биолог.

В этот момент определился победитель онлайн-викторины, участники которой должны были отгадать, что изображено на снимках с российских спутников. Победила школьница из Казани, которая получила книгу Рязанского «Удивительная Земля» с автографом автора.

Сергей Рязанский подписывает свою книгу «Удивительная Земля» (нет, слева не победитель конкурса). Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

А после зрителей пригласили ответить на вопрос, можно ли из космоса узнать самую высокую зарплату в регионе? Большинство считает, что это миф, и поднимает таблицы с синим «дизлайком».

Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

Рязанского на сцене сменяет заместитель директора проектов по созданию систем дистанционного зондирования Земли холдинга «Российские космические системы» (РКС) Андрей Емельянов, который и рассказывает про зондирование Земли, которое позволяет оперативно получить информацию об окружающем нас мире и нашем местонахождении. Так, ДЗЗ — это классический инструмент для сбора данных для гидрометеорологии, сельского хозяйства, лесного хозяйства, а также для решения кадастровых вопросов, разработки инфраструктурных проектов.

«Если говорить о сельском хозяйстве, то данные ДЗЗ являются основой для точного земледелия. Они доставляют агроному информацию о состоянии растительности, достаточности и увлажненности почвы, о внесении удобрений на основе спектральной информации, которую мы получаем из космоса», — говорит Емельянов.

Заместитель директора проектов по созданию систем ДЗЗ холдинга «Российские космические системы» (РКС) Андрей Емельянов и Пирожков. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

Он уверен, что в этой сфере нужны специалисты в области системного анализа, электроники и радиотехники, маркетологи, конструкторы, инженеры, технологи.

На экране снова появляются школьники. На этот раз на связи Тюмень. Молодого человека интересует, есть ли у РКС проекты, в которых могут принять участие пользователи интернета. Например, несколько лет назад (а именно в 2013 году) группа молодых людей обнаружила на снимках с Марса объект, похожий на потерявшийся в 1971 году советский космический аппарат, напомнил школьник. (Имелись в виду поиски «Марса-3», которыми занимался Виталий Егоров — прим. «Чердака».)

Емельянов поблагодарил за идею и назвал возможность участия школьников в таких проектах «перспективным». Однако, есть ли уже у РКС такие программы, так и не сказал.

Зато назвал мифом возможность оценить уровень зарплат из космоса. Правда, сразу же оговорился, что снимки из космоса дают данные о типе и области застройки, уровне урбанизации территории. А на основе этих данных экономисты и социологи могут сделать анализ уровня доходов населения.

Емельянов и Пирожков на открытом уроке. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

Затем на сцену вместо Емельянова вышел основатель компании «Сканэкс» Владимир Гершензон, который рассказал про частную космонавтику, космические стартапы, малые спутники и проблему анализа петабайтов поступающей из космоса информации.

«Вообще, в космосе много места. Единственные орбиты, которые конкурентны и заняты, — это геостационарные. Там за противостояние идет некоторая борьба», — уверен Гершензон.

Основатель компании «Сканэкс» Владимир Гершензон. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

А в конце выступления он поделился со школьниками лайфхаком, как сделать космическое селфи. Такие снимки уже делали ребята из «Сириуса», говорит Гершензон. За пару минут до пролета спутника они собираются в определенном месте, выстраиваются в слова или просто стоят толпой. Пролетая над ними, спутник делает снимок, которой сразу же получают на Земле.

На этой радостной ноте Гершензона сменяет ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик, который рассказывает про разработки студентов университета и программу обучения ребят.

Так, в университете разработали уникальные покрытия для защиты иллюминаторов МКС от пыли. А в работе над космическим 3D-принтером приняли участие даже школьники.

Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

Ректор напоминает, что 17 августа 2017 года с борта МКС был запущен созданный студентами наноспутник. «Спутник называется „Томск-ТПУ-120“. Томск — понятно, ТПУ — понятно. А 120 — это дата, которую мы отметили два года назад, это 120-летие нашего университета. К этой дате и был изготовлен спутник. Это абсолютно студенческий проект», — сказал Чубик.

Кстати, одним из космонавтов, который запускал студенческий спутник с МКС, был Рязанцев. За это тут же на уроке Чубик наградил его золотой медалью за заслуги перед Томским политехническим университетом — высшей наградой ТПУ.

Ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

Чубик уходит со сцены, а Пирожков меняется местами с Рязанским и рассказывает про «передвижение в пространстве каждого всегда и везде» — проект малого летательного аппарата с вертикальным или коротким взлетом Aero-G. Летательный аппарат похож на помесь вертолета с маленьким толстым самолетом с выгнутыми крыльями.

Презентация Aero-G. Фото: Алиса Веселкова / Chrdk.

«Этот аппарат сможет взлетать из точки и садиться в точку. И мы можем жить там, где мы захотим, а не только в больших мегаполисах. И мы сможем путешествовать в любую точку тогда, когда захотим», — рассказывает он.

И в завершение урока организаторы подвели итоги голосования, кем хотят стать школьники, чтобы отправиться в космос. Больше всего голосов — 27,6% — были отданы за профессию врача или психолога. А собственно космонавтом, испытателем или исследователем стать хотело только 13,5% аудитории.

Добавить в закладки
Комментарии
...
Вам понравилась публикация?
Расскажите что вы думаете и мы подберем подходящие материалы