Текст уведомления здесь

Когда школьники конкурируют со взрослыми

Хакатоны, конкурсы и другие способы проявить себя для школьников

Разбираемся, какие возможности появились у школьников в последнее время и на что стоит обратить внимание, чтобы заинтересовать работодателей и вузы, уже к 17-18 годам.
Добавить в закладки
Комментарии

Новые технологии возникают одна за другой. Крепкими специалистами и даже признанными экспертами в новых областях становятся школьники. «Привет, ничего не планируй на пятницу, меня полдня не будет на связи, я сдаю ЕГЭ»,  — почти нормальное сообщение в рабочем чате IT-конторы. Работодатель не против — программистов-то не хватает.

Хакатоны

IT-корпорации давно уже не обращают внимание на возраст участников своих хакатонов. В июле 2018 года команда одиннадцатиклассника Александра Воронкова  выиграла хакатон  GameNode от Mail.Ru — по разработке блокчейн-игр, получила 300 тысяч рублей и предложение о работе.

За год до этого в пятерку лучших команд международного хакатона по компьютерному зрению VisionHack вошла команда одиннадцатиклассника Никиты Крылова. Уступив студентам МГУ и МФТИ, она обогнала 25 команд из России, США, Китая, Испании и Великобритании.

Там, где речь идет о «железе», школьники тоже востребованы: среди победителей хакатона CopterHack — школьник (среди организаторов, впрочем, тоже: одиннадцатиклассник Артем Васюник профессионально проектирует коптеры уже года два).

Образовательные интенсивы

В 2018 году на острове Русский прошел образовательный интенсив «Остров 10-21». Участвовали в нем 900 взрослых и 100 школьников (авторов ярких проектов, победителей Олимпиады НТИ и других соревнований, выпускников проектных школ). Большую часть программы они учились вместе, и выяснилось, что подростки не тушуются перед сложными задачами, настойчивы, легко и с удовольствием учатся, а кое-кто и превосходит взрослых в профессиональных навыках. Вероятно, таких практик совместного обучения станет все больше.

Детско-взрослые проекты

Термин «детско-взрослые проекты» ввели участники Кружкового движения. Сегодня нередко оказывается, что лидером, основным двигателем проекта является школьник, а учитель, например, берет на себя только организационные функции (или работает на производстве, воплощая идеи своих учеников, когда у молодых изобретателей нет допуска, чтобы заниматься сваркой или работать на фрезерном станке).

Многие новые форматы, однако, рассчитаны именно на школьников.

Конкурсы и соревнования

«Инженеры будущего», «Ученые будущего», конкурс проектных работ «Сириуса», «Преактум», «Энергопрорыв», пул робототехнических соревнований. Победы в конкурсах украшают портфолио, но их популярность связана не только с грамотами. Победители конкурсов, как правило, получают путевку на проектную школу или другую образовательную программу, то есть возможность перейти на новый уровень.

Проектные школы

Возможность поработать над реальной, а не учебной проблемой — вот чем интересны проектные школы, которые с 2014 года, со времен школ «Лифт в будущее» проводятся по всей стране. Выездной формат — чтобы ничего не отвлекало от работы, наставники — часто не учителя, а специалисты из технологический компаний, оборудование, на котором можно быстро прототипировать решение, а главное — задачи, не учебные, а сформулированные настоящими заказчиками. Кому-то нужно привлечь людей в пустующий парк, кому-то — усовершенствовать систему компьютерного зрения для беспилотника.

Предложить и внедрить решение за три недели проектной школы, конечно, не получится — работа над проектами идет и после ее завершения. Кто-то работает у себя в кружке, кто-то становится сотрудником заказчика.

Итак, есть идея проекта, предложен и вариант реализации.

Можно сразу искать покупателей для своей разработки — именно этим занят сейчас петербуржец Кирилл Лопатин, создатель системы позиционирования для магазинов. Но когда идея еще сыра, довести ее до ума помогают гранты. На один из таких грантов можно подать заявку прямо сейчас и получить полмиллиона рублей.

А первым шагом к проектной работе у многих школьников стала Олимпиада НТИ. Она помогает разобраться, какие сейчас самые интересные и при этом доступные школьнику задачи в мире высоких технологий, показывает, как к этим задачам подступиться и чему надо научиться, и, наконец, дает победителям максимальные баллы ЕГЭ по физике, математике, информатике, биологии, химии и географии при поступлении в ведущие вузы. Регистрация на новый сезон продлится до 4 ноября.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

У машины нет первого автора

Социологи выяснили, почему «бизнесовая» логика помогает стартапам и вредит академическим ученым

Как ученые справляются с тем, чтобы блюсти жесткую отчетность и при том занимаются научным поиском, результаты которого не так просто предсказать, в каких временных горизонтах живут и в чем разница между исследователем, работающим «на науку», и тем, кто работает «на продукт» в индустрии? На этот вопрос решили ответить австрийские исследователи, сравнившие биографический опыт и профессиональные практики в университетском биомеде и биотехнологических стартапах.
Добавить в закладки
Комментарии

Последние 30 лет академическая наука переходит к организации по лекалам делового мира (иногда это называют неолиберальным управлением, иногда — New Public Management). От ученых и научных организаций требуют повышать эффективность в деле «производства нового знания», оцениваемую по наукометрическим показателям: регулярно публиковаться, «растить» индекс Хирша, целить в журналы с импакт-фактором повыше и так далее.

За стенами академии, однако, тоже есть исследователи — они работают на индустрию: большие корпорации содержат отделы исследований и разработок (R&D), а между ними и академической средой расположились технологические стартапы. Их работа нацелена не на производство нового знания в том виде, как его сегодня принято понимать, т.е. не на публикацию научных статей, а на создание конкретного продукта или как минимум его прототипа для последующего выхода на рынок. В случае с областью биотеха, которую рассматривали австрийские исследователи, это, как правило, первый этап создания новых лекарств.

Таким образом, неопределенность, фундаментально «вшитая» в исследовательскую практику, присуща работе как в стенах академии, так и вне их. Причем она имеет двойную природу. Одна из них — неопределенность исследовательского пути, чисто эпистемическая, т.е. связанная с получением нового знания: получится или не получится эксперимент и что вообще в его результате станет известно? А другая — социоэкономическая, связанная с карьерой и личным будущим исследователей: получится ли из их работы хорошая статья? Дадут ли лаборатории новый грант или нет? Выйдет ли на рынок их продукт? Будут ли они востребованы на рынке труда? [ ... ]

Читать полностью
Стая скворцовKimRiesJensen / Фотодом / Shutterstock

Пирующие на беззащитной чужбине

Какими биологическими последствиями опасна глобализация

Кролики, пожирающие Австралию, борщевик Сосновского, захвативший пол-европейской части России, европейские скворцы, расплодившиеся в Северной Америке настолько, что приводят к авиакатастрофам с человеческими жертвами. Все они — инвазивные виды, гости экосистем, в которых не нашлось способа противостоять чужакам. «Чердак» пересказывает историю одной недавней инвазии и разбирается, почему подобные вторжения происходят все чаще.
Добавить в закладки
Комментарии

Пока в России бушевали девяностые, в далекой Японии на местных самшитах мирно обитала маленькая серая бабочка — самшитовая огневка (Cydalima perspectalis). Бабочка ела самшиты, бабочку ели ее естественные враги, а японские ученые пытались придумать, как лучше с ней бороться. Но вот однажды, в 2007 году, саженцы самшитов привезли из Азии в Германию. И началось.

[ ... ]

Читать полностью

Змеиная загадка Ренессанса

Как биология и история помогли искусствоведению

В журнале Renaissance Studies вышла статья, посвященная разрешению спора, который вело не одно поколение искусствоведов. Ее автор — серпентолог Бела Джозеф Деметер, 35 лет проработавший в Смитсоновском национальном зоологическом парке. Артем Космарский рассказывает, как удалось установить верную интерпретацию образа змей на картинах флорентийского художника Пьеро ди Козимо, совместив естественно-научную экспертизу с анализом исторических источников.
Добавить в закладки
Комментарии

[ ... ]

Читать полностью