Каждому огороду — по светодиоду!

О необычных растениях и способах их выращивания

Какие растения являются суккулентами, в чем особенности водных растений, как световые устройства позволяют выращивать растения в экстремальных условиях и как различные источники света влияют на рост и развитие растений, рассказывают научные сотрудники Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».

Ольга МИРОНОВА, научный сотрудник Аптекарского огорода МГУ им. М.В. Ломоносова:

— Одним из направлений в Аптекарском огороде является изучение влияния различных источников света на рост и развитие растений. Физиология растений привлекает в последнее время большое количество ученых и людей, производящих светотехнические устройства, в связи с тем, что позволяет выращивать растения практически в любых условиях. Светодиоды сейчас достаточно активно применяются для освещения улиц, закрытых помещений, для освещения складских помещений и т.д. Но особый интерес вызывают растения, потому что это тематика — по Роскосмосу, по выращиванию растений в экстремальных ситуациях, где нет возможностей выращивать в полях и для быстрого роста и получения готовой продукции, которую можно получать сразу либо в пищу, либо на другие технические цели.

Вообще, мы работаем со многими достаточно крупными фирмами в России. Их разработки достаточно интересны, потому что можно стимулировать цветение — вплоть до плодоношения. Петунии могут цвести целый год! И для производителя они будут хорошего качества. Интересные были эксперименты по получению семян с петуний. Они оказались на 100% всхожими. Дальше были получены следующие поколения, на которых проходят эксперименты. Вообще, свет играет очень важную роль для роста и развития. Мы все это можем наблюдать в зависимости от погоды на улице, в зависимости от количества солнечных дней в нашей зоне. Таким образом, производители цветочной продукции или овощей и фруктов могут уходить от этой зависимости и получать дополнительный доход.

Вообще, конечно, красиво цветущее растение круглый год — это уникальная вещь, которая всегда привлекает посетителей. Скажем, когда фуксии цветут практически круглый год, когда укоренение происходит намного быстрее, чем при натриевых светильниках, которые обычно сейчас используются в тепличном хозяйстве. Также у нас проводятся исследования по использованию плазменного освещения, причем достаточно мощного. Его спектр приближен к солнечному. Очень многие растения чувствительны не только к температурному режиму, но и к световому периоду. Когда света не хватает, растение начинает чахнуть и уходить в покой. Для того чтобы так не происходило, мы стараемся сохранять в зимнее время наши растения именно под плазменным освещением. У нас есть плазменное освещение — оно висит в викторной оранжерее, над водными растениями и в кактусной оранжерее. Очень важно, чтобы окраска и структура растений не менялись в зимний период, и плазма позволяет сохранить эту природную красоту растений.

Светодиоды состоят из пиков, в которых есть максимальная интенсивность света. Обычно мы привыкли, когда видим сиренево- и розово-синие светильники, там есть синий и красный спектр. Мы это понимаем. Но когда дальний красный, его практически не видно; он приближен, скажем так, к тепловому. Это длина порядка 780 нанометров, что позволяет активизировать биохимические процессы в растениях. Каждая длина волны света отвечает за определенные биохимические процессы в растении.

Интересным фактом является то, что у нас периодически проходят исследования по нашим направлениям — допустим, по гуэрниям. Это очень интересное растение, суккулент, у которого цветочек напоминает звездочку. И растение оказалось достаточно светочувствительным. Чем выше интенсивность, тем растение имеет более качественную структуру, развитую надземную часть. Мало того, оно уходит в цветение буквально через три месяца после пересадки. Причем цветение — это не одиночные цветки, а массовое цветение. Т.е. уникальные свойства, которые начинают проявляться под светодиодами. Фуксии также являются достаточно интересной светочувствительной культурой. И был получен очень интересный результат, когда можно из фуксии кустовидной формы получать бонсайную форму. Этот процесс занимает не более 4−5 месяцев. Т.е. сама структура уникальная, минимальный уход, и очень оригинальная форма получается на выходе.

Ярослав МОРОЗОВ, куратор коллекции суккулентов Ботанического сада МГУ им. М.В. Ломоносова:

— У нас в коллекции порядка 4500 растений, более 250 000 видов. Растения у нас с различных континентов. Представлены как Старого Света, так и Нового — это растения как из Южной Америки, так и из Африки (преимущественно). Некоторые в том числе прибыли из Австралии и других регионов.

Что является суккулентом? Что это за определение? Суккулентными растениями называются те, у которых есть особая паренхима, которая способна запасать питательные вещества и воду для того, чтобы растения могли переживать неблагоприятные условия. Ну, преимущественно связанные с повышенными температурами. Собственно, поэтому отсюда и пошло то мнение — так как растения произрастают в пустынных и полупустынных, засушливых регионах, — что они предпочитают такие условия. На самом деле, это не совсем верно. Да, они способны выживать в таких условиях, и, тем не менее, растения перестают расти при температурах выше 27 градусов. Они впадают в стагнацию для того, чтобы сберечь все свои питательные соки, которые они так долго копили в те редкие периоды, когда были дожди, выпадала роса. В общем, когда им было комфортно. Поэтому там, где не растут обычные растения, суккуленты способны выживать благодаря различным защитным механизмам — именно благодаря той суккулентной ткани, которая в них присутствует.

Так как же определить суккулент? Зачастую — за счет различных утолщений, которые есть у растения. Если мы возьмем кактус, то это отсутствие листьев для того, чтобы не терять влагу. Все листья редуцировались в иголки. Все свои питательные элементы они копят в стволе. Некоторые еще образуют т.н. репы — утолщения корневой системы. Другие растения, такие как алоэ, хавортия и некоторые другие, копят питательные вещества в листьях. Есть также группа каудексных растений. Собственно, к ним относится довольно большое количество различных семейств и видов. Соответственно, они накапливают питательные вещества в утолщениях стволов и корнях, образуя в прикорневой части мощное утолщение. К ним относятся, например, те самые баобабы, всем известные и любимые, которые растут как в Африке, так и в Мексике. У нас есть такие в коллекции.

Помимо баобаба и в принципе суккулентов, среди растений есть кактусы и некоторые другие виды суккулентов, которые повторно ушли в благоприятные условия. Например, в джунгли. К ним относятся многие виды рипсалисов, гилоцереусов и других кактусов, которые произрастают в джунглях, в уже довольно тенистых и влажных условиях. Поэтому, потеряв в свое время листья, этим кактусам снова пришлось приобрести площадь для фотосинтеза. Мы вот эти их уплощенные побеги принимаем за листья, а на самом деле это стебли. Вот такой нюанс — как у некоторых животных в природе, которые повторно ушли в море, изначально из него выйдя, так же и кактусы: попав в пустынные условия, в какой-то период эволюции снова вернулись в джунгли. Поэтому растения (не только суккуленты, но и кактусы) обитают по всем поясам — и в тропических, и везде. Только в арктических, пожалуй, у нас нет кактусов. Хотя, тем не менее, некоторые виды обитают в предгорьях, где довольно холодно. Некоторые выживают и в нашем поясе, т.е. буквально в Подмосковье, в Москве.

У нас планируется к созданию такая экспозиция, где будет расти опунция, некоторые виды кактусов и других суккулентов, которые спокойно уходят в зиму под снег. По весне они встают из-под этого снега и спокойно продолжают расти. Это растения, в своем роде уникальные. Мы же у себя в коллекции стараемся создать оптимальные условия для всех этих растений, несмотря на то что они произрастают в разных климатических поясах, на разных высотах и на разных континентах. В этом, собственно, и заключается сложность нашей коллекции, потому что коллекции других ботанических садов имеют возможность районировать свое собрание по оранжерее, создавая отдельные климатические условия для каждой группы растений. У нас же все растения растут в едином помещении.

Помимо этого, в чем уникальна наша коллекция? Многие ботанические сады имеют раздельную экспозиционную часть (для посетителей) и коллекционную (где растениями непосредственно занимаются, куда посетители не имеют доступа). У нас же вся коллекция прозрачная. У нас и коллекционная, и экспозиционная части объединены. Все посетители могут видеть не только те растения, которые выставлены в экспозиции, но в том числе и те, которые находятся в коллекционном отсеке, который мы называем «аквариумом», потому что он прозрачный, и все люди видят, как мы пересаживаем растения и с ними работаем.

Кроме того, в летние периоды у нас здесь довольно жарко. Температура, бывает, поднимается выше 40 градусов. Это некомфортно не только для посетителей, но и для растений. В связи с этим стало выходом создание такого балкона-веранды. Там растения у нас в летние периоды «гуляют» и могут спокойно расти, нормально развиваться. При этом они цветут и чувствуют себя довольно комфортно. Для нас важна не только ценность конкретных экземпляров, например их размеры и тому подобное. Важно еще людям показать разнообразие и многообразие всей этой группы. Поэтому, если, например, бывает растение банальное, люди выращивают интересные сорта. Например, с вариантной окраской. Т.е. если в природе они зачастую все зеленого цвета — зеленых агав великое видовое многообразие, но для обывателя они все на одно лицо. Но если растение обладает желтой или белой окантовкой у листьев, это сразу бросается в глаза и притягивает взгляд. Поэтому в коллекции мы держим не только различные дикорастущие виды, но и культивары (т.е. растения, которые выведены людьми). Помимо этого, люди выводят интересные экземпляры из природных мутаций. Например, произошло в какой-то момент генетическое нарушение, потеряло растение точку роста. Образуются различные монстрозы, которые выглядят больше похожими на морские кораллы.

Ольга МИРОНОВА, научный сотрудник Аптекарского огорода МГУ им. М.В. Ломоносова:

— Мы находимся с вами в рассадной оранжерее. Она уникальна тем, что здесь растут лотосы. Здесь представлена коллекция — порядка 5−6 видов и сортов лотосов, в том числе занесенных в Красную книгу, произрастающих на территории Российской Федерации. Интересным моментом является то, что в Китае это промышленная культура для выращивания. Ее выращивают в качестве водного картофеля. Клубни лотосов можно есть. Они хорошо хранятся и транспортируются. Семена лотосов можно использовать для питания в качестве муки и орехов. Лепестки лотосов можно использовать для чая. Запах лотоса используется для лечения зрения — он очень полезен. Поэтому лотос является достаточно универсальным растением. Для нас, скажем так «средней полосы», это вообще экзотика.

Его цветение можно наблюдать теперь практически ежегодно в Аптекарском огороде, в теплое, жаркое время года. Потому что культура является сезонной и уходит на покой при температуре ближе к нулю градусов. Т.е. растение теряет свои листья, опускается на дно, и уже мы видим просто чистую гладь воды. При температуре ближе к 15−20 градусам растение начинает просыпаться, и листья выходят на поверхность. Причем симптомом того, что лотосы могут зацвести, является следующее: образуются просто стоячие листья, которые мы можем наблюдать в нашей оранжерее.

Еще очень интересной культурой является стрелолист: когда мы на него смотрим, у нас есть ассоциации со стрелами. В мифологии это растение играет очень большую роль. Самое интересное, что славяне данное растение использовали в питании, кулинарии. В том числе во время войны выходила специальная книжка по пищевым растениям: как можно выжить в суровых условиях? И клубни стрелолиста используются для питания. Это заменитель того же картофеля. Их можно запекать. Из них можно готовить выпечку. Это также универсальное растение, которым можно откармливать птицу — уток, скажем, а из млекопитающих — уже ондатр. Растение является уникальным по своим свойствам. В настоящее время выведены сорта, которые имеют белые махровые цветки. Цветение, как правило, идет в течение июня — июля, и можно увидеть эту красоту в принципе в обычных водоемах. Но утки и прочие водоплавающие птицы едят его с большим удовольствием.

Еще одним интересным, уникальным растением является водяной орех. Когда мы видим, что на воде плавают березовые листья, хочется сказать: «Ой, надо же, как упали листья!». Но посмотрите обязательно, какая у них геометрия. Это чилим, водяной орех, который также можно использовать в пищу. По вкусу он ближе к кедровым орехам. Если мы его оторвем от исходного растения, то, как правило, верхушка не приживается. Это очень тонкая структура. Но если мы посеем эти семена, то мы получим полноценное растение с полноценными плодами. Причем очень интересно: цветки невзрачные, их практически не видно. Но при этом сам чилим имеет острые орешки, которыми он цепляется за грунт. В зимнее время эти орехи могут погружаться в грунт, за счет чего они начинают приживаться и распускаться.

Природные водные растения имеют разный период покоя. Все зависит от температуры окружающей среды и от температуры воды. Чем выше температура, тем быстрее растения просыпаются. Допустим, вахта трехлистная просыпается при температуре 5−8 градусов; начинается раскрытие листьев, образование почек, и мы можем уже в начале июня наблюдать массовое цветение. Для стрелолиста это нехарактерно. Он просыпается только в начале июня, появляются буквально 3−4 листа, которые говорят о том, что растение вообще есть. У него есть еще одна особенность: из-за того что он дает клубни, растение может переноситься по территории водоема и уже не оказаться в том месте, где его посадили.

Лотосы просыпаются при температуре, когда вода прогревается ближе к 15 градусам. Клубни могут долго находиться в периоде, состоянии покоя. О том, что лотос зацветет, мы можем увидеть по прямостоящим листьям, которые дают нам сигнал к тому, что растение зацветет. В Аптекарском огороде наши растения были получены из семенного материала. Первый год цветение у лотосов не наблюдается. На второй год нас порадовало цветение достаточно массовое. Цветок держится порядка четырех дней. Образуются потом «коробочки». Но вероятность того, что они вызреют, невелика, потому что у нас суммарная температура невысока. Поэтому мы надеемся, что у нас образуются клубни. У нас должен зацвести желтый лотос (по окраске это сортовые лотосы коллекции Китая). У нас должен быть орехоносный — вот сейчас на бутоне, расцветет тоже через 3−4 дня. И на самом деле это замечательное зрелище! Потому что размеры цветка потрясают, оттенки цветков бывают разные. Потому что есть сортовые лотосы, как я уже упоминала, а есть видовые. Последние более нежные и блеклые, а сортовые могут иметь разную и более интенсивную окраску. Вплоть до махровых форм.

На улице представлена коллекция нимфей. Они, как правило, все сортовые (то, что мы привыкли называть «водяными лилиями»). Вообще, это цветок оберега, афродизиака. Он, конечно, выглядит очень магически. И по цветкам можно определять, будет ли дождик. Обычно цветок распускается в 8 утра и закрывается, в зависимости от сорта, в 4−5 часов дня. Но если в течение дня будет дождь, то цветок закрывается на время и даже может немного погрузиться вниз. Изучая растения водной и околоводной флоры, находишь очень много интересного для себя. Поэтому приходите в Аптекарский огород — вам всегда понравится!

Соколы просвещения

Трио «рационалистов» за год написали 20 фейковых гуманитарных статей, 7 дошли до публикации. И что это доказывает?

2 октября трое активистов опубликовали описание масштабной академической махинации, предпринятой ими в отношении нескольких гуманитарных изданий. Хелен Плакроуз вместе с двумя коллегами направила в разные журналы 20 статей «заведомо абсурдного содержания», часть из них приняли к публикации. Активисты утверждают, что акция указывает на кризис в социальных исследованиях и засилье феминисток и ЛГБТ. «Чердак» объясняет, почему акция «просветителей» показывает совсем не это.

Что произошло?

Как работает научный журнал: редактор получает рукописи от ученых и, если они соответствуют минимальным требованиям, отправляет рецензентам. Рецензенты могут принять статью, могут отправить на доработку, а могут отказать в публикации; на их роль обычно берут экспертов в соответствующей области.

Большая часть «статей» Плакроуз была не материалом на основе неких наблюдений с последующим теоретическим анализом, а эссе — размышлениями на те или иные темы. Семь приняли к публикации, пять отправили на доработку, а еще восемь отвергли вовсе. Причем три из них отвергли, даже не отправляя на рецензию, — такое происходит, когда присланная рукопись очевидно плоха уже с точки зрения редактора.

Из семи принятых работ подобием эмпирического исследования было три статьи. Среди рекомендованных к доработке — две, а почти все эссе были отвергнуты — исключением была «шизоэтнография», текст, якобы написанный человеком с расстройством множественной личности. Таким образом, наличие хоть какой-то видимости эмпирической работы существенно повышало шансы на публикацию. Впрочем, одну из семи дошедших до публикации работ приняли в журнале Sex Roles только после того, как ее же отвергли рецензенты Men & Masculinities (а рекомендованный к доработке текст для Gender & Society не принял до этого другой журнал, Gender, Work, and Organisation). [ ... ]

Полицейские с аргументами

Evidence-based policing: чего добиваются правоохранители, взяв на вооружение научный метод

Что будет, если взять научный метод и попытаться применить его на благо отдельно взятого полицейского отделения? Недавно на страницах журнала Policing, который освещает вопросы полицейской практики и ее критического осмысления, американские правоохранители из небольшого городка Падука рассказали о том, как они использовали «доказательное правоохранение» для того, чтобы справиться с «проклятьем» супермаркета Walmart — средоточия почти всех краж в городе. К чему это привело, что вообще такое evidence-based policing и насколько оно применимо к российским реалиям — в материале «Чердака».

Прогресс науки — это не только про сложные и малопонятные манипуляции людей в белых халатах над молекулами или кварками. Прогресс науки — это и еще и постепенное, хотя и неприметное проникновение научного метода в организацию самых разных сфер жизни. В авангарде тут идет, конечно, доказательная медицина (evidence-based medicine), призывающая заменять во врачебной практике решения с опорой на личный опыт и советы старших товарищей решениями с опорой на научные исследования. В диагностике и лечении опыт «больших чисел» и данных, полученных в ходе прозрачных процедур, считается более качественным, чем опыт и интуиция конкретного врача.

Постепенно расширяется научный метод и на другие сферы жизни, выгоняя из них опору на житейский опыт, традиции, мнение начальства. В доказательном менеджменте управленцам советуют использовать те или иные методы обращения с персоналом, опираясь только на опубликованные в рецензируемых журналах исследования этих методов. Еще более амбициозную цель ставит перед собой доказательная политика (evidence-based policy). Вместо решений с опорой на идеологические позиции чиновников и их интересы во внутриаппаратной конкуренции — принятие законов и регулирующих актов (в экономике, социальной политике, здравоохранении) на основе результатов исследований, статистически значимых фактов и широкой доказательной базы. Впрочем, этот проект реализуется весьма осторожно и часто критикуется: действительно, для сравнительной оценки мер государственного уровня нелегко провести методологически выверенный эксперимент с контрольной группой.

«Прелесть evidence-based подхода состоит в том, что его результаты необходимо принимать во внимание, — говорит Кирилл Титаев, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете. — От него сложно отмахнуться без аналогичных исследований. Когда вы просто приходите и говорите: „Мы — жители города Икс, и нам не нравится завод, который будет строиться рядом“, — лицо, принимающее решение, может сказать: „Вы ошибаетесь“. Или: „А нам нравится!“ Наконец, дирекция завода может сказать: „Мало ли что им не нравится“. Когда же вы приходите с подробным анализом тех дополнительных издержек и ущерба, который будет наносить этот завод, то городское начальство или другой интересант будут вынуждены провести исследования и показать, что выигрыш от создания завода будет больше, чем ущерб или неудобство, которые он причиняет. И в отличие от обычных правовых дискуссий, вообще от споров по вопросам социальной политики, правопорядка, экономической политики, у нас появились весы, которые позволяют сравнивать силу одного и другого аргумента. Мы можем сказать, что одно исследование более обоснованное, другое — менее. Если они равно обоснованы, то у нас есть вполне рабочий инструмент для того, чтобы сравнивать выигрыш и проигрыш».

На более ограниченных пространством и временем участках социальной реальности доказательный подход применяется с бóльшим успехом — например, в полицейской работе. Само понятие evidence-based policing придумали только в 1998 году, однако применение статистического анализа и рандомизируемых контролируемых исследований началось еще раньше. В известном эксперименте 1972 года в одном из районов Канзас-Сити вообще перестали появляться патрули офицеров в машинах, во втором — продолжили появляться в режиме «как обычно», а в третьем удвоили их число. Эксперимент показал, что когда полицейские машины демонстративно разъезжают по району, то это никак не влияет на уличную преступность и чувство безопасности у жителей. Хотя, по мнению полицейских начальников того времени (да и сейчас), именно присутствие на улицах наиболее эффективный инструмент профилактики преступлений, стоящий того, чтобы тратить на это деньги налогоплательщиков. [ ... ]

Как выжить в большом городе

Все, что нужно знать про панические атаки

Темп жизни в больших городах растет, мы все чаще говорим о тревожности и расшатанных нервах. Что важно знать про панические атаки, откуда они берутся и что с ними делать? Разбираемся в этом вопросе с психологом Марией Дьячковой.

Мария ДЬЯЧКОВА, психолог, психотерапевт:

— Тревожность — это когда наша психика работает нон-стоп, 24/7 в режиме «опасность рядом!». И мне надо что-то сделать для того, чтобы эту опасность предотвратить. Т.е. если в условной норме (хотя тревожные состояния — тоже определенного уровня норма) человек реагирует на опасность, отвечает на нее и говорит: «Окей, это опасность, сейчас я сделаю то-то и то-то!», то тревожное состояние характеризуется такими словами: «А вдруг?» Человек, живущий в тревожном состоянии, все время размышляет: а вдруг? А если? А что будет, если? Его психика постоянно работает на упреждение и говорит: «Вот здесь опасно! Вот здесь страшно! Может быть страшно!» И для нашей психики мнимая угроза и реальная угроза в тот момент неразличимы. Поэтому люди, часто переживающие тревожные состояния, понимают где-то там своей логикой, здравым смыслом, что ситуация не такая уж и угрожающая. Но реагируют они так, как будто прямо умирают — как будто что-то с ними действительно не в порядке — и действуют, исходя из этого состояния, а вовсе не из своего трезвого рассудка.

Тревожность, если мы разберем, это как падение психического и психологического иммунитета. Обычный человек с хорошим состоянием в ресурсе живет себе и нормально реагирует. Он способен нормально ответить на всякого рода угрозы или не угрозы, а просто какое-то повышение стрессовых факторов. Но иногда (и в моей практике такое случается) люди обращаются, испытывая такое переживание, которое называется «панические атаки». Это крайне неприятное и незавидное состояние, когда наш страх, наша паника усиливается тотально, и за неимением объекта угрозы — т.е., например, на меня не нападает собака, маньяк не лезет ко мне в квартиру, я прямо сейчас не обанкротилась, мой ребенок не обжегся о горячую плиту… не имея реальной угрозы для жизни, человек переживает это на высоком уровне, и единственное, куда его тело и его психика могут «запихнуть» опасность, это в собственное тело. [ ... ]