Каракатицы оценивают силы друг друга в борьбе за самку

У берегов Турции в Эгейском море засняли двух самцов каракатиц, борющихся за самку. Ученые предполагают, что каракатицы оценивают силы соперника, а значит, более умны, чем ранее считалось.

На видео разыгрывается драма: самец каракатицы вида Sepia officinalis сопровождает самку к месту откладывания яиц, но тут появляется соперник. Самцы какое-то время кружат друг вокруг друга, постепенно окрашиваясь все более интенсивным зебровым узором, а затем начинают яростно сражаться, хватая друг друга щупальцами и плюясь чернилами. В итоге первый самец прогоняет соперника.

Для каракатиц окраска их тел очень важна: с помощью нее они общаются и определяют пол соплеменников. Ранее ученые зафиксировали, что самцы при виде друг друга окрашиваются в узор «под зебру». Если каракатица не становится зебровой, самец воспринимает ее как самку и может попытаться с ней спариться независимо от реального пола.

В этот раз морские биологи из Франции, США и Израиля зафиксировали у самцов агонистическое поведение — сложный комплекс поведенческих паттернов, куда входят агрессия, нападение, избегание, подчинение или пассивная оборона. Животные выражали его, покрываясь полосками, протягивая щупальца, меняя цвет глаз, выпуская чернила и нападая.

На видео заметно три фазы такого поведения. Сначала самцы окрашены «под зебру» довольно бледно, аккуратно протягивают щупальца, а их глаза обведены черным кольцом. Затем агрессия увеличивается — полоски проступают интенсивнее, самцы начинают плеваться чернилами, а их головы чернеют. Наконец, они хватают и кусают друг друга, проявляя максимальную агрессию.

При этом если в начале схватки оба самца были малоагрессивны, в конце сражения агрессивность и интенсивность зебрового узора победителя выше, чем у проигравшего. Поэтому ученые сделали вывод, что вначале самцы оценивали силы соперника, не вступая в драку, а затем первый самец «понял», что его противник слабее, и начал доминировать.

Ученые ранее наблюдали подобное поведение каракатиц в лаборатории, но без кусания, хватания щупальцами и плевания чернилами. Так что настолько яростная схватка в дикой природе была для специалистов сюрпризом.

Статья с описанием боя каракатиц опубликована в журнале The American Naturalist.