Текст уведомления здесь

Революционерки, студентки, профессорки

Как борьба женщин за равноправие привела к возникновению академической дисциплины

8 Марта изначально появилось в календаре усилиями первых феминисток, причем именно наши соотечественницы сделали из локальной политической акции международный праздник. Спустя полвека феминистские движения сделали еще кое-что — создали новую академическую дисциплину, изначально получившую титул «женских исследований». «Чердак» разбирается, как борьба за эмансипацию женщин подарила нам понятие гендера и что нового благодаря этому поняло о себе человечество.
Добавить в закладки
Комментарии

Женский протест

«Женский день» изначально учредила Социалистическая партия Америки, но это было еще 28 февраля 1909 года, так как праздник с сопутствующими политическими мероприятиями предлагалось привязать к последним выходным февраля. Позже, в военном Петрограде 1917 года в последнюю февральскую субботу прошел женский марш под лозунгом «Хлеба и мира», а спустя четыре дня император Николай II подал в отставку, власть перешла ко Временному правительству, которое после еще одного массового женского митинга (40 тысяч участниц) предоставило право голоса всем безотносительно пола.

Красный флаг в 1914 году был прежде всего символом социалистических движений — именно к ним во многих странах примыкали суфражистки. Иллюстрация — Karl Maria Stadler
Красный флаг в 1914 году был прежде всего символом социалистических движений — именно к ним во многих странах примыкали суфражистки. Иллюстрация — Karl Maria Stadler

Вдохновленные эффектом и как минимум поначалу активно поддерживающие движение за эмансипацию женщин большевики сделали праздник национальным, а уже затем этот праздник стал отмечаться как международный в привычную нам дату. Таким образом, празднование 8 Марта довольно-таки тесно связано с российской историей. Кроме того, по своей сути это не столько «день хранительниц домашнего очага», сколько революционно-политический праздник — в тот момент, когда он зародился, женщины могли голосовать только в очень немногих странах, а даже гениальным исследовательницам зачастую приходилось работать в университетах нелегально. Эмми Нётер, одной из величайших фигур математической физики XX века, попасть в Геттингенский университет не помогла даже рекомендация знаменитого к тому моменту Давида Гильберта (именно он, в частности, консультировал Эйнштейна); Нётер читала лекции нелегально и без зарплаты. В Гарварде, одном из лучших университетов США, первая женщина-«профессорка» появилась в 1919 году, но до должности заведующей кафедрой первая женщина в этом вузе добралась лишь в 1948-м.

Лиза Мейтнер. В берлинском Химическом институте ей выделили бывшую столярную мастерскую в подвале с отдельным входом, дабы нога женщины не ступала на запретную территорию научного центра; до 1912 года работала без зарплаты. Позже именно она продемонстрирует деление ядра атома урана, но покинет гитлеровскую Германию и откажется работать в ядерной программе США из-за пацифистских убеждений. Фото: Smithsonian Institution Archives, 1946-й
Лиза Мейтнер. В берлинском Химическом институте ей выделили бывшую столярную мастерскую в подвале с отдельным входом, дабы нога женщины не ступала на запретную территорию научного центра; до 1912 года работала без зарплаты. Позже именно она продемонстрирует деление ядра атома урана, но покинет гитлеровскую Германию и откажется работать в ядерной программе США из-за пацифистских убеждений. Фото: Smithsonian Institution Archives, 1946-й

Женские движения, которые и принесли нам праздник 8 Марта, добились своей первоочередной цели — избирательного права для женщин — в первой половине XX века, хотя многие страны подписали соответствующие законы еще позже. В 1930-е годы активность суфражисток несколько стихла, но после Второй мировой войны их сменило то, что ныне называют второй волной феминизма: новым требованием была равная оплата за равный труд, доступ к карьерному росту, защита от систематического насилия и просто признание заслуг женщин в истории человечества. Во всех этих направлениях было чем заняться: закон, прямо запретивший дискриминацию в оплате труда, приняли в тех же США лишь к 1963 году. А до этого, в 1949-м, средний оклад женщин-инженеров составлял $ 2833 против $ 4577 у мужчин; да и вообще женщины в науке или инженерном деле, не говоря уж о политике и руководящих постах, были скорее исключением, чем правилом. По нашу сторону океана ситуация была немногим лучше, и лишь страны социалистического лагеря могли похвастаться если не окончательным решением проблемы дискриминации, то хотя бы массовым вовлечением женщин в квалифицированный оплачиваемый труд, науку и политику. Но СССР, в общем-то, ничего иного и не оставалось: Великая Отечественная война привела к дефициту мужчин в гораздо большем масштабе, чем в США или даже непосредственно попавшей под немецкие бомбы Западной Европе.

К началу 1940-х СССР отличался высоким уровнем гендерного равноправия. Это сказалось на армии: если в американской армии женщины были только на вспомогательных должностях, то в рядах РККА было немало женщин-военных. Снайпер Людмила Павличенко (на фото), например, убила 309 солдат и офицеров противника. Фото: Израиль Озерский / Фотохроника ТАСС
К началу 1940-х СССР отличался высоким уровнем гендерного равноправия. Это сказалось на армии: если в американской армии женщины были только на вспомогательных должностях, то в рядах РККА было немало женщин-военных. Снайпер Людмила Павличенко (на фото), например, убила 309 солдат и офицеров противника. Фото: Израиль Озерский / Фотохроника ТАСС

Прорыв в академическую среду

В 1960-е годы вторая волна феминизма наконец докатилась до академического сообщества и породила woman studies, женские исследования. Поначалу это были группы ученых, которые составляли биографии выдающихся женщин, искали забытые и незаслуженно отброшенные на свалку мужской истории произведения. Дух их работы передает эссе Линды Нохлин «Почему не было великих художниц» 1971 года. Эта работа была опубликована поначалу в книге с говорящим названием Woman in Sexist Society: Studies in Power and Powerlessness («Женщина в сексистском обществе: исследования власти и бессилия»), но позже стала классическим текстом, вошедшим едва ли не во все академические курсы гендерных исследований. Приведем две цитаты из русского перевода статьи — на их примере видно, как Нохлин обращается к конкретным историческим фактам для ответа на свой общий вопрос.

Цитата #1: «Ответ, почему же не было великих женщин-художниц, кроется не в природе индивидуальной гениальности или в ее недостатке, но в природе существующих социальных институтов и того, что они запрещают или поощряют в отношении разных общественных классов и групп. Рассмотрим для начала такой простой, но необходимый предмет, как свободный доступ женщины — начинающей художницы — к обнаженной модели в период от эпохи Возрождения и почти до конца XIX в., когда тщательное и продолжительное обучение рисованию обнаженной натуры составляло основу художественного ученичества для любого молодого художника. <> Еще в 1893 г. „дамы“ — студентки Королевской академии в Лондоне — не допускались на занятия рисунком с обнаженной натуры, а позже, если их туда пускали, модель должна была быть „частично задрапирована“. <> Их положение было сходно с положением студента-медика, которому запретили бы анатомировать или даже просто наблюдать нагое человеческое тело».

Цитата #2: «В популярной в свое время в Америке и Англии книге домашних советов миссис Эллис „Семейный советчик и домашний наставник“ (The Family Monitor and Domestic Guide), опубликованной в первой половине XIX в., автор предостерегала женщин от соблазна чрезмерно преуспеть в любом занятии».

«Женские исследования» проводились через призму феминистcкой оптики, и это было закономерно: те, кто ими занимался, выросли в мире, активно выталкивающем женщин из науки и политики. Поиски великих женщин прошлого приводили к вопросу о том, почему же их было так мало, а это, в свою очередь, заставляло говорить про системный характер неравенства. Проблемы не ограничивались каким-то одним государством или сообществом: и в медицинской школе Гарварда XIX столетия противились идее принимать женщин, и Софья Ковалевская уехала из Российской империи потому, что там было запрещено принимать женщин в высшие учебные заведения. А Маргарет Энн Бакли была прекрасным врачом и дослужилась в Британской империи аж до чина полковника-лейтенанта (аналог нашего подполковника), но лишь потому, что ходила в мужской одежде и вплоть до самой смерти была известна как Джеймс Барри; британские власти не афишировали этот факт до 1958 года. В феминистских критических работах заговорили о связи распределения власти с полом, о том, как половые отличия порождают социальные, — так в семидесятые годы в академическую среду пришло понятие гендера.

После пола

Самое простое, хотя и не самое корректное определение гласит, что гендер — это социальный пол. Иными словами, есть пол как совокупность биологических признаков, а есть то, что приобретается под влиянием воспитания и культуры: мы рождаемся с разными гениталиями и разным телом, но мнение о том, допустимо ли носить юбку, формируется уже вовсе не на основе биологических факторов. Гендер проявляется в выборе одежды, профессии, слов и выражений, а также многого другого. Например, в своей книге Gender Advertisement социолог Ирвин Гофман проанализировал позы и жесты персонажей рекламных фотоснимков и вывел ряд фундаментальных гендерных закономерностей. Женщин, например, в рекламе чаще изображают сидящими ниже мужчин, женщины на фотографиях из книги Гофмана чаще улыбаются и вообще проявляют эмоции, а когда типичную рекламу с участием фотомоделей-женщин переснимают, заменив фотомоделями-мужчинами, выглядит это более чем специфически.

«Я хочу голосовать, но моя жена меня не пускает». Открытка 1909 года призвана показать мужчинам то, чем для них обернется движение суфражисток. С точки зрения гендерных исследований мы видим игру с гендерным дисплеем: мужчина занят «женским» делом и, кажется, у него подозрительно яркие губы
«Я хочу голосовать, но моя жена меня не пускает». Открытка 1909 года призвана показать мужчинам то, чем для них обернется движение суфражисток. С точки зрения гендерных исследований мы видим игру с гендерным дисплеем: мужчина занят «женским» делом и, кажется, у него подозрительно яркие губы

Биологических причин, по которым мужчине нельзя носить штаны в обтяжку, на самом деле не существует. Более того, в ряде ситуаций именно такая одежда оказывается предпочтительна как раз в силу мужской анатомии. Однако наши культурные установки заставляют ограничивать «гендерные нарушения» классом для йоги или спортивным залом. Гендер диктует человеку, как выглядеть, чем заниматься, что говорить, какую аватарку ставить в соцсетях и как сидеть за столом — все это не тождественно полу.

Выделение гендера привело к настоящему прорыву на стыке антропологии с социологией, недаром в обширной «Социологии» Энтони Гидденса этому понятию уделяется целая глава. Социальная система, делящая мир на «женский» и «мужской» (или на большее число категорий), является частью любого известного науке общества. Она связана с фундаментальными вопросами распределения ресурсов, с воспроизводством потомства и воспитанием, так что без гендерного измерения многие гуманитарные проблемы попросту не решаются.

Если говорить, к примеру, о современных российских реалиях, то гендерная проблематика возникает в контексте изучения трудовой миграции, родительства, изменяющегося института семьи, домашнего труда, романтических взаимоотношений и выбора профессии подростками. Все это исследуется российскими социологами, антропологами и психологами. Примером может быть, в частности, сборник «Новый быт в современной России» со статьями про труд нянь, потребительские практики среднего класса, взаимодействие гинекологов и пациенток, участие отцов в родах и даже практику пеленания детей. Другие исследования — это, например, «Насилие над женами в российских семьях», «Заботливый дом: уход за пожилыми родственниками и проблемы совместного проживания» или «Православные медиа: гендерный аспект».

Что дальше

Теоретическая база и гендерных исследований как академической дисциплины, и феминизма как общественно-политического движения продолжает развиваться. Вторую волну феминизма сменила в 1990-е годы третья, а в последнее время говорят и о четвертой, отличающейся фокусом на новых медиа. Гендерная концепция, которая в свое время сменила полоролевую модель, была дополнена и расширена, а поле гендерных исследований расширилось и теперь включает изучение как маскулинности, так и небинарных гендерных идентичностей (вводная антология Transgender Studies Reader насчитывает два тома по 50 текстов). Курсы гендерных исследований охватывают такие дисциплины, как экономику, культурологию, социологию, антропологию, психологию и медицину — зачастую только их комбинация дает адекватный ответ на поставленные вопросы.

Джудит Батлер, одна из ключевых фигур в феминисткой и гендерной теории последних десятилетий. Согласно ее работе «Гендерное беспокойство», наш гендер воспроизводится и закрепляется в ходе постоянных перформативных, повторяемых индивидом публичных актов. Фото: University of California, Berkeley
Джудит Батлер, одна из ключевых фигур в феминисткой и гендерной теории последних десятилетий. Согласно ее работе «Гендерное беспокойство», наш гендер воспроизводится и закрепляется в ходе постоянных перформативных, повторяемых индивидом публичных актов. Фото: University of California, Berkeley

Может ли женщина ездить на велосипеде? Не помешает ли развитая иннервация матки работать на выборной должности? После того как наши прабабушки переехали в города, начали зарабатывать деньги, получать образование и участвовать в политических процессах, эти «острые гендерные вопросы» с газетных страниц 1900-х годов выглядят смешно и нелепо. А что будет дальше? Если учесть прогресс биотехнологий, слова из провокационной публицистической книги «Диалектика пола» Суламифи Файерстоун кажутся уже не частью политического памфлета: канадская феминистка в 1970 году сказала, что настоящая гендерная революция произойдет тогда, когда женщины освободят себя от биологического бремени воспроизводства. Получение половых клеток из стволовых путем перепрограммирования уже стало реальностью, пусть и на мышах; искусственная матка находится в стадии разработки; британская специалистка по репродуктивным технологиям и биоэтике Аарти Прасад пишет в своей книге Like a Virgin, что эти технологии — удел буквально ближайших поколений. По осторожным оценкам, наши правнучки смогут стать папами — и что тогда будет с институтом семьи, как он трансформируется?

Женщина по фамилии Харауэй, которая в аниме Ghost in the Shell (недавний фильм «Призрак в доспехах» снят по его мотивам) появляется в качестве криминалистки и эксперта по киборгам, срисована с Донны Харауэй, философа и основательницы киберфеминизма. В 1984 году она написала «Манифест киборгов», где размышляла о постгендерном мире био- и информационных технологий. Кадр из аниме Ghost in the Shell 2: Innocence
Женщина по фамилии Харауэй, которая в аниме Ghost in the Shell (недавний фильм «Призрак в доспехах» снят по его мотивам) появляется в качестве криминалистки и эксперта по киборгам, срисована с Донны Харауэй, философа и основательницы киберфеминизма. В 1984 году она написала «Манифест киборгов», где размышляла о постгендерном мире био- и информационных технологий. Кадр из аниме Ghost in the Shell 2: Innocence

Понимание того, как мы пережили и переживаем другие глобальные изменения, от урбанизации до финансовых кризисов, должно помочь нам не потерять себя в изменениях, которые еще не произошли.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Женское начало

Матриархат, матрилинейность и матрилокальность в разных культурах

Существовал ли когда-нибудь матриархат? Были ли на самом деле общества, где всем правили женщины? «Чердак», изучив свидетельства историков, антропологов и социологов, рассказывает об основных претендентах на звание матриархальных — или близких к этому — обществ.
Добавить в закладки
Комментарии

Наиболее часто под матриархатом понимают власть женщин. «Википедия» определяла матриархат в момент написания этого текста как «форму общества, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств». Однако это определение оставляет много места для вопросов: как, например, корректно определить лидерство? Если жены высокопоставленных чиновников имеют больше материальных ценностей, чем их мужья, — это лидерство женщин, разделение политической и экономической власти или же вовсе эпифеномен, связанный с необходимостью госслужащим декларировать свои доходы? Если в большинстве случаев суд принимает решение при разводе оставить ребенка с матерью, это говорит о более высоком статусе женщин или же о том, что большая часть отцов не считает достойным мужчины возню с ребенком? В обоих примерах речь шла о сегодняшней цивилизации, а если мы попытаемся реконструировать культуры тысячелетней давности, вопрос о «главенствующем поле» еще больше запутывается.

Индекс (не)равенства

Чтобы более корректно измерить гендерное равенство, в ЕС используют композитный показатель, учитывающий несколько десятков параметров в разных сферах: от экономики до распределения свободного времени. Другой показатель, Gender Inequality Index, рассчитывается на основе материнской смертности, числа ранних родов, доли женщин в парламенте, доли женщин в оплачиваемом труде и проценте женщин, закончивших школу.

Наглядным примером того, насколько непросто определить гендерную структуру исчезнувшей культуры, может быть обнаруженное в конце XIX века захоронение викингов на территории Швеции. Ученые нашли останки, среди которых выделялся скелет в богатой могиле с оружием, военным снаряжением, двумя лошадьми и даже фигурками для некой игры. Находку долгое время считали погребением знатного воина, но в 1970-х годах экспертиза костей показала, что они, по всей видимости, принадлежат женщине. Проведенное недавно молекулярно-генетическое исследование подтвердило эту догадку, но ряд специалистов относится к идее о женщинах-воительницах скептически: нельзя исключать, что останки с XIX столетия могли перепутать при хранении; кроме того, неясно, насколько типичным для викингов могло быть участие женщин в военных походах. [ ... ]

Читать полностью

Либо хорошее, либо ничего

Что можно сказать об ИНИОНе через три года после пожара

7 февраля 1969 года — дата официального основания Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН). 30 января 2015 года в его здании начался пожар, в ходе которого было разрушено одно из крыльев института. Восстанавливать здание ИНИОНа так и не начали, институт продолжает оставаться «бездомным». При этом так и не решен вопрос о том, стоит ли ИНИОН реформировать или вообще расформировать. Корреспонденты «Чердака» рассказывают о том, как они пытались разобраться, что же не так в «проблеме ИНИОНа».
Добавить в закладки
Комментарии

В середине января «Чердак» решил написать про ИНИОН — чем он жил в советское время и чем живет сейчас. Мы думали, что кто-то похвалит институт, кто-то покритикует — и в результате у получится более-менее объемная картинка. Мы поговорили с несколькими людьми — как в ИНИОНе, так и вне его, но в итоговый текст их комментарии не вошли: добиться от спикеров того, чтобы они озвучили под запись что-либо, помимо «все в порядке», не удалось, несмотря на то что это явно не соответствует действительности.

Расцвет ИНИОНа приходится на 1970—1980-е годы, когда он был окном в зарубежную науку для советских ученых. Институт получал современную литературу по общественным наукам и выпускал на ее основе реферативные журналы, сборники, обзоры и библиографические указатели. Значительная часть материалов рассылалась руководству страны под грифом «для служебного пользования», однако издания самого ИНИОНа цензуре Главлита не подвергались.

Современники вспоминают о тех временах с удовольствием: о бурных дискуссиях, об особом стиле обсуждений научных проблем, свободном от повсеместной идеологизации, о бешеной популярности изданий ИНИОНа и том, какими правдами и неправдами те, кто имели доступ к фонду института, передавали книги и журналы «хорошим людям», доступа не имевшим.

1977&nbsp;г.&nbsp;В одном из читальных залов библиотеки ИНИОНа. Фото: Денисов Роман / Фотохроника ТАСС
1977 г. В одном из читальных залов библиотеки ИНИОНа. Фото: Денисов Роман / Фотохроника ТАСС

[ ... ]
Читать полностью

Вот изобретут машину — машина нас рассудит

Почему в России так много технооптимистов

Человечество все больше зависит от технологий. У этого есть множество тревожных следствий, будь то гуманитарная катастрофа из-за «убитого» какой-нибудь солнечной бурей электроснабжения или пока фантастический захват поумневшими микроволновками «руля истории» человечества. Однако россиян это, судя по всему, не слишком волнует. Наши соотечественники в большей мере, чем европейцы или американцы, склонны верить в то, что наука и технологии пробьют нам путь к благоденствию. Почему?
Добавить в закладки
Комментарии

По данным исследования социологов Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), проведенного в 2016−17 годах, россияне относятся к внедрению технологических новшеств довольно позитивно. Более 80% опрошенных полагают, что науки и технологии делают жизнь проще и удобнее, порядка 70% говорят о том, что технологические новшества влияют на их жизнь. Около половины опрошенных социологами россиян (49%) говорят, что в будущем при помощи науки и технологий человечество сможет открыть все загадки природы.

Применив метод кластерного анализа к ответам на восемь ключевых вопросов о науке и инновациях, исследователи выделили три категории респондентов среди наших соотечественников: «технооптимистов», «техноскептиков» и «технофобов».

В результате выяснилось, что почти половину (48%) жителей нашей страны можно отнести к первой группе, технооптимистам. Это люди, которые верят в потенциал развития науки и технологий и убеждены, что при помощи науки и техники можно решать социальные и экономические проблемы общества.

Техноскептики не верят, что инновации могут решить проблемы людей, и уверены, что технологические новшества не влияют на их повседневную жизнь. Кроме того, они утверждают, что наука и технологии не дают нам принципиально нового знания. Таких среди наших сограждан 28%. [ ... ]

Читать полностью