Кандидат развлекательных наук

Знаменитые владельцы кандидатских «корочек»

Сегодня исполняется 70 лет Брайану Мэю — гитаристу группы Queen и астрофизику. В 2007 году, спустя почти 40 лет после поступления в аспирантуру, он все-таки защитил кандидатскую диссертацию. А еще Мэй вместе со своим другом Патриком Муром и другим ученым Крисом Линтоттом написал научно-популярную книгу об истории Вселенной, а с астронавтом «Аполлона-9» Расти Швайкартом — придумал Всемирный день астероидов, который отмечается 30 июня. «Чердак» поздравляет Мэя с днем рождения и вспоминает, кто еще из знаменитостей «засветился» в науке.

Декстер Холланд

Бессменный лидер панк-рок-группы The Offspring Декстер Холланд недавно порадовал поклонников своеобразным хитом: текст на 150 страниц посвящен микроРНК и ВИЧ (тоже, согласитесь, непривычная для панк-рокера тема). В середине мая этого года Холланд успешно защитил диссертацию по молекулярной биологии и получил степень, так что теперь на афишах и альбомах группы можно смело писать Dr. Holland.

Интересно, что таким образом доктор Холланд стал как минимум третьим панком-биологом: вокалист группы Descendents Майло Окерман — биохимик, а вокалист и автор текстов Bad Religion Грег Грэффин — зоолог.

Декстер Холланд. Фото: Lee_Byway / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0

Маим Бялик

Иногда к кастингу актеров режиссеры подходят буквально: исполнительница роли доктора Эми Фэрра Фаулер, нейробиолога в сериале «Теория большого взрыва», — нейробиолог, доктор Маим Бялик. По сюжету сериала героиня, например, учила обезьяну курить и подсаживала золотых рыбок на кокаин, но сама Бялик занималась исследованием обсессивно-компульсивного поведения у пациентов с синдромом Прадера-Вилли, редким наследственным заболеванием. Свою диссертацию актриса защитила в 2007 году.

Маим Бялик. Фото: Disney | ABC Television Group / Flickr / CC BY-ND 2.0

Михаил Южный

Российский теннисист, заслуженный мастер спорта Михаил Южный — кандидат педагогических наук. С авторефератом его диссертации, защищенной в 2011 году, можно ознакомиться в Российской государственной библиотеке. Работа по педагогическим наукам есть и у баскетболиста Шакила О’Нила, который изучал использование юмора и агрессии в менеджменте и получил специальную степень доктора образования (EdD). А Виталий Кличко в 2000 году стал кандидатом наук в области физического воспитания и спорта, защитив диссертацию об отборе боксеров.

Среди спортсменов встречаются даже математики: игрок в американский футбол Фрэнк Райан довольно успешно совмещал академическую карьеру со спортивной и, как говорят, расстраивался, когда комментаторы подшучивали над ним из-за его второй профессии.

Михаил Южный. Фото: Алексей Насыров / ИТАР-ТАСС

Барак Обама

У 44-го президента США есть не только степень по юриспруденции, но и довольно внушительный для президента США индекс Хирша (метрика цитируемости работ ученого) — по подсчетам энтузиастов, хирш Обамы равен 7. Опубликовав статью о своем законе о медицинском страховании в журнале JAMA, Обама стал первым действующим президентом с научной публикацией в резюме, а в 2006 году он даже написал статью в соавторстве с Хиллари Клинтон. Правда, американские президенты до него тоже отличались умом и сообразительностью: например, Аврааму Линкольну принадлежит пока единственный в своем роде президентский патент.