Текст уведомления здесь

Демоны и искусственный интеллект

Как связать науку и искусство

16 марта состоялся тестовый запуск инсталляции Borgy&Bes, созданной с использованием обучаемых нейронных сетей. Рассказываем о том, как это было.
Добавить в закладки
Комментарии

Британская высшая школа дизайна на Артплее. Шумные аудитории, яркие толпы студентов и — небольшая пустая комната. В комнате выключен свет, в дальнем углу стоит стол с компьютером и разноцветными проводами, за большим монитором прячется человек, разглядывающий непонятные значки на экране и нажимающий на нужные кнопки на пульте. В противоположных углах помещения с потолка свисают лампы, похожие на хирургические светильники: справа — большой, слева — поменьше. Человек за компьютером запускает механизмы, раздается гул, лампы включаются, склоняют свои головы-светильники и начинают «общение». У каждой свой голос, которым они озвучивают последние новости, произошедшие в России и в мире. Лампы слушают, перебивают, замолкают, говорят одновременно, приближаются и отдаляются друг от друга. В тесную комнату набиваются заинтригованные зрители и, столпившись у входа, наблюдают за происходящим. Два взаимодействующих друг с другом механизма как будто чувствуют появление людей, смущаются и перестают так активно двигаться и «говорить» в присутствии посторонних.

Все это — роботизированная инсталляция Borgy&Bes, созданная с использованием обучаемых нейронных сетей. Идея принадлежит австрийскому художнику Томасу Фойерштайну. Чтобы оживить объекты, Томас работал вместе с лабораторией робототехники Курчатовского института и лабораторией нейронных сетей и глубокого обучения МФТИ. Borgy&Bes — только часть большой выставки Daemons in the Machine, которая откроется в Московском музее современного искусства этой осенью. 16 марта состоялся тестовый запуск инсталляции, на котором мы побеседовали с куратором, художником и научными командами.

Дарья Пархоменко, директор Laboratoria Art & Science Space и куратор выставки, рассказала, как они выстраивают мост между искусством и наукой, внедряют художника в научную среду, почему в новом проекте команда обратилась к теме искусственного интеллекта.

На глазах у публики Borgy&Bes ведут диалог: не просто читают новости в интернете, но и переводят новостные сводки на язык Достоевского. Научить две автономные механические сущности разговаривать друг с другом взялись сотрудники из лаборатории нейронных сетей и глубокого обучения МФТИ, которая занимается реализацией проектов по созданию разговорного интеллекта диалоговых систем.

Стилизация текста — процесс несложный, при достаточно большой выборке нейтральный текст можно стилизовать под уличный жаргон, сделать его официально-деловым, подростковым, каким угодно. Но обсуждение текущих новостей на языке XIX века, т.е. перенос стиля с одного содержания на другое — проблема пока нерешенная. Разработчики должны были научить машины поддерживать диалог на заданную тему, анализировать тональность сообщения и, в зависимости от эмоциональной окраски новости, реагировать определенным образом и менять свое поведение.

Михаил Бурцев, глава лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ, рассказал об основных вызовах, с которыми столкнулась команда в работе над проектом, о проблемах и задачах, которые еще предстоит решить до открытия выставки, и о том, почему важно решить задачу стилизации текста.

Borgy и Bess не просто два светильника, забирающие новости из интернета и транслирующие их языком XIX века. Это две автономные сущности, в их поведение разработчики вкладывали базовые потребности и состояние: желание общаться, любопытство, чувство безопасности, усталость, страх. Мы становимся свидетелями другого мира, в котором живут другие существа, нечеловеческие. Машины оснащены датчиками, считывают все внешние сигналы. Они «чувствуют», когда рядом находится человек, и могут, например, испугаться. Вот почему, когда в комнату зашла толпа людей, лампы довольно быстро изменили свое поведение.

Созданием систем управления и анимированием независимых сущностей занималась лаборатория робототехники Курчатовского института во главе с Валерием Карповым. Валерий поделился, чем заинтересовал их проект на стыке науки и искусства, как наделить роботов потребностями и почему им обязательно необходим отдых и сон.

Что значит Borgy и Bes? Почему «Демоны в машине»? Почему Достоевский и бестеневые лампы? На эти вопросы ответил ответил художник Томас Фойерштайн.

Томас нескольких десятилетий работает с технологиями и давно интересуется искусственным интеллектом. Технологии для него не предмет, а средство выражения и воплощения фантазий и идей.

Инсталляция и выставка посвящена «демонам», но Томас предостерегает зрителей от однобокой религиозной и негативной трактовки слова «демон». В программировании «демонами» традиционно называют автономные процессы в интернете, в компьютерах и телефонах. Возможно, в будущем они будут наделены сознанием, правами и превратятся из объекта в субъект. Художник предлагает подумать нам о том, что нас ждет, каким будет мир с другими существами-демонами (роботами с искусственным интеллектом), обладающими сознанием.

С концепцией выставки тесно связан роман Достоевского «Бесы». Параллели можно найти не только в названии и имени одного из существ-светильников. Томаса очень интересует герой романа — инженер Кириллов, который совершает самоубийство, чтобы провести эксперимент и доказать наличие собственной воли. Выставка «Демоны из машины» задумана как виртуальное возрождение инженера Кириллова, личность которого превращается в алгоритмические процессы и начинает существовать в другой реальности.

Герои романа Достоевского, как сам автор и другие писатели середины XIX века, находятся на пороге нового, в самом начале старта научно-технической революции, которой суждено полностью изменить окружающий мир, они одновременно с опасением и предвкушением смотрят в будущее. Так же, как и мы в наши дни — во времена невероятно быстрого развития биотехнологий и искусственного интеллекта.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

«Авторка», «нянь» и другие феминитивы

Интервью с лингвистом Максимом Кронгаузом

Анна Ахматова и Марина Цветаева страшно обижались на слово «поэтесса». А мы сегодня яростно спорим о том, как правильно употреблять слова «автор», «авторка», «нянь», «режиссерка». Последнее время все чаще возникают скандалы по поводу слов, называющих женщин, — феминитивов. Борцы за равноправие хотят симметрию в названиях профессий и четкое разделение на мужское и женское. Обсуждаем с Максимом Кронгаузом, лингвистом и профессором ВШЭ, к чему приведут споры, в каком направлении движется язык и войдут ли феминитивы в нашу повседневную речь.
Добавить в закладки
Комментарии

Максим Кронгауз, лингвист, профессор Высшей школы экономики:

Последнее время в социальных сетях постоянно возникают конфликты, а иногда и скандалы по поводу слов, называющих женщин. Есть даже специальный термин: «феминитивы», но я не буду его использовать (может быть, пару раз).

В чём проблема? Почему об этом так ожесточённо порой спорят? Трудно говорить о феминистках, потому что, конечно, феминизм не представляет собой единое идеологическое течение. Есть очень много разных мнений внутри него. Тем не менее, есть часть феминисток, которые считают, что для каждого обозначения человека должно быть парное — в женском роде. Вот я позволил себе странное высказывание, противопоставил человека и женщину. Но действительно часто слова мужского рода обозначают человека вообще: и мужчину, и женщину. Например, когда мы говорим «шофёр» или «генерал», мы можем иметь в виду человека любого пола. Если возникает слово женского рода (например, «шофёрша»), то, разумеется, оно обозначает только женщину и противопоставлено не мужчине, а именно человеку. Но это уже лингвистические нюансы. А требование состоит в том, что для каждого слова, обозначающего человека мужского рода, должно быть соответствующее название женского рода, которое будет использоваться только для женщин. Есть и более жёсткая позиция в рамках данного направления. Бытует мнение у более узкого круга феминисток, что такие слова («феминитивы») должны образовываться с помощью суффикса «-к». И очень часто спор ведётся по поводу отдельных слов. Например, одно из самых конфликтных слов — «авторка». Это слово звучит немножко смешно. Почему? Оно непривычно. Есть другое слово — «авторша», и от такого типа слов женский род скорее образуется с помощью суффикса «-ш». Но феминистки настаивают на единообразии и показывают на соседние языки — польский, украинский, где «авторка» уже существует и функционирует нормально. Если обобщать данную позицию, то можно сказать, что феминистки призывают начать использовать слова «авторка», «режиссёрка» и тому подобнее, считая, что мы привыкнем и уже не будем улыбаться, когда произносим их. [ ... ]

Читать полностью

Смешно в интервале ± 3σ

Каким бывает околонаучный юмор

Есть ли у ученых чувство юмора? Безусловно. Иногда это узкоспециальные шутки, понятные только коллегам, иногда ученые смеются над изображением самих себя не-учеными (яркий пример — телесериал «Теория Большого взрыва»), а иногда научный юмор может быть оценен и неспециалистами.
Добавить в закладки
Комментарии

Физики шутят

Классическая книга, изданная на русском языке в 1966 году, собрала как ряд ходивших в среде физиков анекдотов и баек, так и серию публикаций в The Journal of Irreproducible Results («Журнал невоспроизводимых результатов»), который издается с 1955 года. Типичный пример шутки оттуда — это «Инструкция для читателей научных статей», перевод фраз из исследовательских публикаций на обычный язык:

«При создании этой установки мы рассчитывали получить следующие характеристики…» (Такие характеристики получились случайно, когда нам удалось наконец заставить установку начать работать.)

Позже появилась книга «Физики продолжают шутить», где, в частности, были вредные советы по применению математики для запутывания смысла научной статьи: [ ... ]

Читать полностью

Удивительные обитатели Узбекистана

Фоторепортаж Ильи Гомыранова

Посетив Узбекистан несколько лет назад, я влюбился в эту страну и в ее пустыни — особый мир, где каждый живой организм представляет собой совершенный механизм для выживания в невероятно трудных условиях.
Добавить в закладки
Комментарии

Фотопроект стал результатом двух экспедиций в эту страну, каждая из которых была полна неожиданных встреч, невероятных открытий, интересных знакомств и приключений. В ходе последней российско-узбекской экспедиции мы проехали более 4000 тысяч километров по территории Узбекистана, ночевали под открытым небом, работали под палящим солнцем, побывали в десяти городах и видели сотни животных и растений.

Фото: Илья Гомыранов / Chrdk.
Фото: Илья Гомыранов / Chrdk.

Мы часто не задумываемся о важности многих профессий. Но только представьте, что неделю из вашего района никто не будет вывозить мусор. Ужасно, правда? Выходит, мусорщик — одна из самых необходимых профессий в обществе. Но ведь в дикой природе тоже кто-то должен заниматься «уборкой мусора». Жуки-навозники — санитары пустыни, об этом знали еще древние египтяне, считая скарабея символом плодородия, который вместо шарика навоза катит солнце с востока на запад.

В 60-е годы XX века эти насекомые спасли австралийский континент от экологической катастрофы. В это время туда завезли овец и коров, которые с большим удовольствием паслись на зеленых австралийских лугах. Со временем последние стали покрываться экскрементами, а трава переставала расти. Медлить было нельзя. Ученые (ориентируясь на опыт других регионов планеты) решили интродуцировать (говоря обычным языком, переселить) на континент 60 видов жуков-навозников. Из них, правда, прижилось всего 20, но и этого количества хватило, чтобы со временем зарыть все экскременты под землю и восстановить равновесие в экосистемах. [ ... ]

Читать полностью