ДетекторКиноЛжи. Безжалостная генетика.

Развенчиваем научные мифы мирового кинематографа

Киноиндустрия очень часто представляет нашему вниманию истории и сюжеты, претендующие на научное обоснование. Но не стоит верить всему, что показывают на экранах. В новой рубрике «ДетекторКиноЛжи» мы вместе с учеными выясняем, что может быть правдой, а что оказывается всего лишь красивой выдумкой сценаристов и режиссеров. В первом и втором выпусках разбираем фильмы «Мир юрского периода» и «Марсианин».

Можно ли на самом деле клонировать древних животных, как это сделали ученые в опасном парке развлечений? Сохранилось ли ДНК динозавров в многочисленных скелетах, которые мы наблюдаем в естественнонаучных музеях?

Действительно ли Марк Уотни мог вырастить картошку на Марсе, чтобы выжить на красной планете? И какие для этого нужны условия и удобрения?

Астероиды, индюшки, летучие мыши и погасшее Солнце

Редакция «Чердака» отвечает на заковыристые вопросы читателей

Обильная редакционная почта часто приносит нам сюрпризы в виде неожиданных вопросов от читателей. Обычно мы отвечаем на них в частном порядке, поскольку на «Чердаке» нет специальной рубрики «Вопросы и ответы». Но сегодня мы решили попробовать дать несколько ответов разом в одной заметке. Если опыт окажется удачным, мы его продолжим.

Сколько по соседству с нами действительно опасных астероидов?

Потенциально опасными объектами (ПОО, potentially hazardous object) считаются все астероиды, которые могут в обозримом будущем приблизиться к Земле на расстояние меньше 0,05 астрономической единицы (то есть орбита проходит менее чем в 7,5 млн км от нашей планеты) и чей поперечный размер превышает 100 м (считается, что объекты меньшего размера сгорят в атмосфере Земли при столкновении). Такие астероиды нанесли бы нашей планете опустошительный ущерб, упав на нее.

Пока что в списках Международного астрономического союза числятся 1901 ПОО. Это не означает, что все они непременно рухнут на Землю, но теоретически у них есть такая возможность. Конечно, в этом списке числятся только те ПОО, о которых мы точно знаем. Полученная в 2013 году с помощью телескопа WISE (NASA) оценка — около 4700 ПОО (но, напомним, их еще предстоит открыть). [ ... ]

ДектекторКиноЛжи. Прошлое и будущее.

Развенчиваем научные мифы в мировом кинематографе

В «ДетектореКиноЛжи» мы вместе с учеными разрушаем научные мифы мирового кинематографа и выясняем, что является правдой, а что — выдумка сценаристов и режиссеров. В третьем и четвертом выпусках разбираем легендарные киносаги — «Назад в будущее» и «Звездные войны».

В фильме «Назад в будущее» герои путешествуют во времени на автомобиле. Реально ли на самом деле изобрести машину времени? Можем ли мы отправиться в прошлое и какими разными способами можно перенестись в будущее?

В шестом эпизоде «Звездных войн» космические корабли совершают прыжок в гиперпространство. Насколько это соответствует нашей действительности? Можем ли мы перемещаться быстрее скорости света?