Химическое и биологическое оружие. Байки дядюшки Серафима

Чем химическое оружие отличается от биологического? Почему человечество планирует к 2017 полностью от него избавиться, чем страшны нервно-паралитические газы и как монголы в стародавние времена использовали биологическое оружие? Обо всем этом в нашем самом серьезном выпуске научных баек с дядюшкой Серафимом.
Химическое и биологическое оружие – одни из самых страшных и жестоких инструментов ведения войны. Вероятно, еще ни одно оружие не вызывало такого страха и неприятия у человечества, как эти.

Химические боевые средства или ХБ-средства используются, в основном, против людей. Они делятся на смертельные и выводящие из строя. Химические средства разделяют также по механизму действия на организм. Среди смертельного ХБ-оружия выделяют: нервно-паралитические средства (табун, зарин и зоман) обычные яды (цианид водорода) и токсины. К выводящим из строя приписывают кожно-нарывные средства (иприт и люизит), слезоточивые газы (интересно, перцовый баллончик считается химическим оружием?), психотомиметические средства (LSD и эфиры гликолевой кислоты) и промышленные химикаты (аммиак, двуокись серы, хлористый водород, хлор и фосген). Весь этот набор активно применялся во времена Первой и Второй мировых войн.

А еще есть гербициды. Правда, они поражают не людей, а природу. Ими пользуются для того, чтобы удалить листву в лесных массивах и уничтожить урожай. Известно, что такие средства использовала армия США во Вьетнаме.

Последнее применение химоружия зафиксировано в 80-х, во время Ирано-Иракской войны. В 1997 году вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Так что, теперь все усиленно уничтожают свое химоружие. Говорят, что к 2017-19 годам химоружия на Земле не останется. Правда, в это слабо верится.

С биологическим оружием все гораздо хуже. Такая война технически сложнее, чем химическая. В целом, биологические средства делятся на следующие группы микроорганизмов: вирусы, бактерии, риккетсии и грибки. Кстати, биологическим оружием человечество пользуется испокон веков. Достаточно вспомнить хотя бы осаду монголами генуэзской крепости в Крыму в 1346 году. Тогда дикие монголы забрасывали за стены крепости трупы умерших от чумы. И о последствиях они, похоже, не задумывались - вместе с обитателями крепости выкосили почти половину Европы, да и сами полегли.

Главная фишка биооружия в том, что малое количество средства может поразить большое количество людей. Расчеты показывают, что один самолет, распыляющий смертельный микроорганизм, может вызвать 50% смертность на площади не менее 1000 км2 (это например, больше, чем площадь Москвы или Нью-Йорка). А вот химическое оружие поражает площадь в 100 раз меньше.

Но, как бы там ни было, биологическое оружие – штука непредсказуемая. Возбудители заболеваний практически неуправляемы и не отличают своих от чужих. Дай им свободу, и они уничтожат все живое на своем пути. Более того, они могут мутировать. Помните, что случилось в Резидент Эвил? Чтобы никто не стал зомби или еще кем похуже, оружие решили запретить.

В 1972 году в Женеве была подписана «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления биологического оружия и токсинов и его уничтожении». Но, к сожалению, это оружие до сих используют террористы. В XX веке зафиксировано с десяток случаев планировавшихся и совершенных биотерактов. Самый известный — рассылка писем со спорами сибирской язвы в 2001 году.