Как Big Data совершают революцию в науке

О множестве данных, которые обрабатывают суперкомпьютеры. О том, как с высочайшей точностью диагностировать болезни, повышать вовлеченность и мотивацию в процессе образования, а также предсказывать поведение людей — обо всем этом в интервью Александра Ларьяновского, директора центра Skyeng.

Красота с точностью до миллиметра

Инженерные открытия, породившие величайшие шедевры архитектуры

Благодаря своему масштабу, архитектурные шедевры порой завораживают больше других произведений искусства. Мало кто задумывается, что за каждой ошеломляющей конструкцией стоят инженерные открытия, по важности сравнимые разве что с изобретением колеса. «Чердак» рассказывает о самых главных таких открытиях, сделавших архитектуру возможной.

Люди начали строить собственное жилье, а не использовать уже созданное природой с каменного века. Со временем это вынужденное занятие стало архитектурой и превратилось в искусство, но искусство особое: оно всегда шло рука об руку с наукой. Чтобы дом был не только красивым, но еще и не упал, нужно разбираться в устройстве материалов, знать физику и много других сложных предметов. И во все времена в архитектуре происходили настоящие инженерные революции: совершались открытия, без которых сегодня невозможно представить строительство. «Чердак» (отдавая себе отчет в неполноте и пристрастности любых списков) представляет выборку из семи построек, которые стали знаковыми и новаторскими в мировой архитектуре.

Вавилон: арка. Врата Иштар.
Можно только догадываться, какое впечатление производили врата Иштар на жителей Вавилона, не избалованных спецэффектами. Фото: wikimedia

Пожалуй, первая важная инженерная находка, которая была сделана в архитектуре, — это арка. Этот элемент появился еще во втором тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Суть арки проста: специальные арочные кирпичи (камни) клиновидной формы укладываются полукругом над проемом и фиксируются центральным камнем. Вес камней над аркой равномерно распределяется по всей конструкции и переходит на стену проема, поэтому вся конструкция не падает на головы тех, кто под ней ходит. До этого строители клали на проем деревянную перемычку, на которую выкладывали очередной ряд кладки. И иногда это «укрепление» все-таки обваливалась. [ ... ]

Волос под микроскопом

Вооруженным глазом #5

Фото сделано с помощью сканирующего электронного микроскопа ZEISS SUPRA

Когда люди хотят подчеркнуть малую толщину чего-либо, часто они сравнивают это с толщиной волоса. Действительно, его диаметр чрезвычайно мал — всего около 1/20 мм. На снимке — маленький кусочек волоса. Для невооруженного глаза он выглядит пылинкой. А вот под микроскопом прекрасно видны чешуйки, о которых все знают из рекламы шампуней. Для масштаба на изображении нарисован отрезок длиной 10 микрометров (микрометр — это миллионная доля метра).

Благодарим за предоставленный материал Дмитрия Колесникова (ГАИШ МГУ, кафедра астрофизики и звездной астрономии, отдел релятивистской астрофизики) и Саркиса Дагесяна (физический факультет МГУ, кафедра атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники, лаборатория криоэлектроники).

Как излишняя чистота вредит вашему здоровью

Одно из главных достижений современной цивилизации, которое избавило людей от многих болезней и без малого на годы увеличило среднюю продолжительность жизни, это мыло. Но парадоксальным образом именно из-за мыла и прочих моющих средств люди стали чаще страдать от аллергий и астмы. Кажется, теперь ученые выяснили, почему излишняя чистота вредна.