Астероиды, индюшки, летучие мыши и погасшее Солнце

Редакция «Чердака» отвечает на заковыристые вопросы читателей

Обильная редакционная почта часто приносит нам сюрпризы в виде неожиданных вопросов от читателей. Обычно мы отвечаем на них в частном порядке, поскольку на «Чердаке» нет специальной рубрики «Вопросы и ответы». Но сегодня мы решили попробовать дать несколько ответов разом в одной заметке. Если опыт окажется удачным, мы его продолжим.

Сколько по соседству с нами действительно опасных астероидов?

Потенциально опасными объектами (ПОО, potentially hazardous object) считаются все астероиды, которые могут в обозримом будущем приблизиться к Земле на расстояние меньше 0,05 астрономической единицы (то есть орбита проходит менее чем в 7,5 млн км от нашей планеты) и чей поперечный размер превышает 100 м (считается, что объекты меньшего размера сгорят в атмосфере Земли при столкновении). Такие астероиды нанесли бы нашей планете опустошительный ущерб, упав на нее.

Пока что в списках Международного астрономического союза числятся 1901 ПОО. Это не означает, что все они непременно рухнут на Землю, но теоретически у них есть такая возможность. Конечно, в этом списке числятся только те ПОО, о которых мы точно знаем. Полученная в 2013 году с помощью телескопа WISE (NASA) оценка — около 4700 ПОО (но, напомним, их еще предстоит открыть).

Нельзя сказать, что опасность очень велика, но стоит помнить, что астероиды, достаточно крупные для причинения серьезного ущерба (особенно в густонаселенных регионах), падают на Землю раз в 200–300 лет.

Туманность «Бумеранг»Фото: NASA

Какое место во Вселенной самое холодное?

Физики в свое время выяснили, что существует нижний предел температуры, и назвали его «абсолютным нулем». Это –273,15 °C. Вне зависимости от того, сколько вы потратите усилий, вы не сможете охладить что бы то ни было до абсолютного нуля (хотя к этому пределу можно приблизиться вплотную). Строго говоря, самым холодным местом во Вселенной была одна финская лаборатория (лаборатория низких температур в Технологическом университете Хельсинки), в которой в 2000 году удалось фактически достичь абсолютного нуля (до него оставалось всего 0,00000000000001 °).

Самым же холодным «естественным» местом во Вселенной стала туманность Бумеранг, это измерили еще в 1995 году. Это протопланетарная туманность, расположенная в созвездии Центавра, образована потоком газа от центральной умирающей звезды. Поток быстро расширяется, что и стало причиной очень низкой температуры туманности — всего на один градус выше абсолютного нуля. Даже температура реликтового излучения, испущенного вскоре после Большого взрыва, выше, чем внутренности Бумеранга. В прошлом году ученые из Лаборатории реактивного движения (США), Технического университета Чалмерса (Швеция) и обсерватории ALMA (Atacama Large Millimeter Array, Чили) представили новые подробности о протопланетной туманности Бумеранг, подтвердив ее статус самого холодного (из известных нам, разумеется) мест во Вселенной.

Фото: Shutterstock

Почему доисторические люди всегда изображаются с волосами на лице?

Это зависит от того, как далеко в прошлое мы удаляемся. Волосы, как известно, плохо фоссилизируются, поэтому тут сложно быть до конца уверенным, но генетические исследования показывают, что 1,2 млн лет назад у наших предков шерстью было покрыто все тело. У этих ранних гоминидов, включая и Homo erectus, шерсть на лице вряд ли сильно отличалась от шерсти на прочих частях тела и не было различий между волосяным покровом мужчин и женщин. По мере того, как гоминиды покидали леса, они постепенно лишались волосяного покрова на большей части тела. Есть множество гипотез, в которых объясняется этот процесс: от охлаждения тела под солнцем саванны до уменьшения количества паразитов.

Одновременно с процессом «облысения» лобковая и лицевая растительность (бороды) заняли у рода Homo место вторичного полового признака. Различия в количестве волос на теле, которые мы можем наблюдать у мужчин и женщин, вызваны, по всей видимости, сексуальным отбором, потому что мужчины в целом предпочитают безволосых женщин, и это никак не зависит от национальности или культуры, в которой они были воспитаны. Женщины вроде бы не испытывают такого универсального влечения к бородатым мужчинам, однако проведенное в 2012 году исследование (Университет королевы Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия) подтвердило, что борода повышает социальный статус ее обладателя — примерно как чепрак на спине у альфа-самцов горилл (полосы серебряных волос). Во времена Homo heidelbergensis (примерно 600 тыс. лет назад) у мужчин, скорее всего, уже были бороды, и так их обычно и изображают.

Может ли жизнь быть не углеродной?

Возможно, химия жизни вовсе не случайно базируется на атомах углерода. Углерод — четвертый по распространенности химический элемент во Вселенной (после гелия, водорода и кислорода), и он вступает в реакции и образует сложные и довольно устойчивые соединения со многими другими элементами. Кремний находится в той же группе периодической таблицы, что и углерод, но его атом крупнее и с трудом образует двойные (ковалентные) связи, которые так важны в органической химии. Кремниевый аналог углеводородным цепочкам существует, это силаны (кремневодороды, гидриды кремния), однако они менее стабильны: сам силан (SiH4) взрывается при контакте с воздухом.

Но это не означает, что не углеродная жизнь невозможна. В 2009 году исследователи из Университета Глазго (Шотландия) обнаружили, что молекулы, основанные на оксиде вольфрама, образуют мембраны, очень похожие на органические. Вряд ли жизнь такого рода очень распостранена, но на какой-нибудь очень богатой металлами планете — почему бы и нет?

Насколько громким был Большой взрыв?

Хотя слушать в тот момент было некому, ясно, что Большой взрыв должен был произвести некий звук. Мы можем вычислить мощность этого звука, наблюдая небольшие вариации температуры в реликтовом излучении, возникшем как раз в тот момент. Длина волны достигает сотен тысяч световых лет, и такую низкую «ноту», конечно, человеческое ухо расслышать не в силах.

Что касается громкости этой волны, то очень примерно можно оценить ее в диапазоне от 100 до 120 дБ. Хотя это близко к болевому порогу человеческого уха (примерно как стоять рядом с цепной пилой или метрах в ста от работающего реактивного двигателя), это все же не самый громкий звук, который вы можете услышать. Например, громкость звука при извержении Кракатау достигала 180 дБ, а голубые киты «разговаривают» на громкости в 188 дБ. В общем, Большой взрыв точно не был избыточно громким.

А у растений есть имунная система?

Да, есть. Но на нашу она не похожа (разве что функционально). У растений нет системы кровообращения, поэтому они не могут перемещать по своему телу белые кровяные тельца. Взамен этого у каждого растения есть собственный инструментарий для отражения инфекций. Клетки могут утолщать свои стенки, выпускать антимикробные субстанции и блокировать РНК некоторых вирусов. Если все это не сработало, то клетка совершит самоубийство, чтобы не дать вирусу доступа к своим ресурсам. Кроме того, клетка растения может испустить химические сигналы, чтобы предупредить об опасности соседние клетки; может даже «нанять» полезных бактерий (подкармливая их), чтобы те вели войну на ее стороне.

Фото: Shutterstock

Почему летучие мыши живут в пещерах?

Для того чтобы избегать опасностей и сохранять энергию. Самая большая колония летучих мышей находится в пещере Брэкен в штате Техас (США), там обитает около миллиона особей. Некоторые мыши используют пещеру для дневного сна, ну а другие проводят здесь всю зиму, потому что в пещерах — подходящая влажность, стабильная невысокая температура, нет ни лишнего шума, ни лишнего света. Температура важна, потому что летучие мыши — существа теплокровные, но очень маленькие. В отличие от других млекопитающих, температура их тел во время отдыха опускается, они входят в состояние пониженной активности для сохранения внутренней энергии. Во время зимовки снижают температуру еще больше, уравнивая ее с окружающей средой (пещерой).

Специальное устройство конечностей позволяет им целыми месяцами висеть вверх ногами, вообще не тратя энергии. Сухожилия в стопе соединены непосредственно с верхней частью тела, а не с ножными мускулами. Поэтому когда животное висит, то зацеп обеспечивается весом тела, а не мускульными усилиями. Как только мыши просыпаются, то готовы в ту же секунду сорваться в полет.

Почему мы не едим индюшачьи яйца?

Просто потому, что их производство неэффективно. У яиц индюшек отличный вкус, и они прекрасно подходят для большинства рецептов, где присутствуют куриные яйца. Индюшачьи существенно крупнее, скорлупа толще, желток больше и, соответственно, занимает больший объем в яйце по сравнению с белком, чем в курином. Весят индюшачьи яйца (в зависимости от вида) от 65 г (вес крупного куриного яйца) до 110 г. Однако проблема в том, что индюшки начинают нестись только в возрасте семи месяцев (против пяти месяцев у кур) и несут всего около 100 яиц в год (против 300). Это происходит потому, что кур целенаправленно выводили для получения животного, которое самым эффективным образом превращает свой корм в яйца, а индюшек разводили для получения мяса, а не яиц. Вообще-то, и с индюшками можно было бы заняться подобной селекционной работой и на выходе получить яйценоскую породу, но пока этого не сделано.

Фото: Shutterstock

Почему волосы темнеют, когда намокают?

Когда световой поток встречается с сухими волосами, часть его поглощается пигментом в волосах, часть отражается назад и попадает на сетчатку ваших глаз. Вода прозрачна, ее тонкая пленка сама по себе поглощает совсем немного света. Но когда волосы мокрые, свет, отражающийся от волоса, с некоторой вероятностью отразится от внешней поверхности водяной пленки обратно на волос. И тут у него появится второй шанс быть поглощенным, а волосы будут выглядеть темнее.

Как долго проживет человечество, если Солнце погаснет?

Большая его часть — совсем недолго. Без солнечного света в растениях перестанет происходить фотосинтез, в ходе которого вырабатывается кислород. Этим газом мы все дышим, но вообще-то того кислорода, что уже есть в атмосфере, хватит на всех обитателей Земли (включая животных) на сотни лет (если не тысячи). Куда раньше нас убьет холод. Уже спустя неделю средняя температура на поверхности опустится до 0 ℃. Спустя год она достигнет –70 ℃, а еще через пару десятилетий вся атмосфера окончательно замерзнет и выпадет на поверхность планеты.

Океаны полностью замерзнут года через три. Но лед — хороший теплоизолятор, и под толщей льда на миллиарды лет сохранятся значительные объемы жидкой воды. Чисто теоретически некоторые представители человеческого рода смогут выжить в глубоководных базах, расположенных около выходов геотермальных вод (нагретых внутренним теплом Земли). Воду при этом можно расщеплять на кислород для дыхания и водород, а пищу выращивать рядом с теми же геотермальными выходами.

Молодой Гитлер.Фото: Deutschland Erwache

Мыслить как диктатор

Задолго до появления профайлеров серийных убийц и маньяков ЦРУ пыталось составить психологический портрет Гитлера. А помогал им в этом «агент 488» — Карл Густав Юнг

Спецслужбы США не располагали никакими надежными источниками, близкими к фюреру, однако понять мотивацию, характер и круг интересов Адольфа Гитлера было необходимо для принятия политических и военных решений. Поэтому аналитики американской разведки пытались читать между строк «Майн Кампф», а швейцарский резидент завербовал лучшего ученика Зигмунда Фрейда — Карла Густава Юнга. Однако все усилия по созданию достоверного психологического профиля и попытки предсказать поступки одиозного нацистского лидера потерпели крах. Западным странам это стоило очень дорого.

Госструктуры США периодически рассекречивает документы прошлого. Почти всегда из них убирается вся «чувствительная информация»: имена всех нераскрытых агентов, секретные проекты, о которых трудно найти сведения в открытых источниках, и так далее. Если историк направляет запрос по поводу проекта американской десятигигатонной термоядерной бомбы (200 «Царь-бомб»), которую хотели создать американские ученые, но запретил президент Эйзенхауэр, то в ответ приходят «рассекреченные по запросу» документы, в которых вымарано абсолютно все, кроме заголовка.

Тем подозрительнее выглядит недавняя публикация ведомства — описание личности Адольфа Гитлера, составленное в конце 1943 года Генри Филдом, работником Управления стратегических служб (УСС, прямой предшественник ЦРУ). Там вообще нет вымаранных кусков. Ни одного. Это очень странно. Неужели все агенты, сообщавшие американской разведке сведения о Гитлере, провалились? И насколько успешно аналитики спецслужб справились со своей задачей? Попробуем разобраться.

«Читая «Майн Кампф» между строк» [ ... ]

Еда: научный подход

О сложном устройстве привычных вещей

Каждый фрукт, овощ или ягода — отдельный биологический объект со своей уникальной фактурой, цветом, набором внешних признаков и приспособлений, позволяющих получать питание из окружающей среды. Посмотрим на наши привычные продукты именно с этой стороны. Зачем огурцу острые пупырышки и чем на нас смотрит картошка?

Откуда у огурца пупырышки?

Илья Гомыранов / Chrdk.