Алексей Дмитрич и Квантон #4. Про проводники

Просто и весело о сложных вещах

Как сделать лампочку из карандаша, почему с солью ярче и что такое проводники. Шоумены «Чердака» Алексей Дмитрич и Квантон проводят эксперименты и отвечают на эти вопросы в новом выпуске.

И все-таки он юлил

Кажется, Галилей занимался антикризисным пиаром, пытаясь избежать суда инквизиции

Эта неделя принесла настоящую сенсацию в истории науки. Молодой итальянский ученый случайно обнаружил в библиотеке британского Королевского общества письмо Галилео Галилея его ученику, математику Бенедетто Кастелли. Его текст приобрел известность как манифест гелиоцентризма и независимости науки от теологии и стал одной из причин суда над ученым. Галилей утверждал, что едкие формулировки письма был искажены его противниками. Найденное письмо поможет установить, был ли искренен Галилей, оправдываясь, или пытался «сдать назад», поняв, что оказался в эпицентре пиар-катастрофы.

Сальваторе Риччардо из Университета Бергамо этим летом целый месяц занимался тем, что объезжал британские библиотеки в поисках написанных от руки читательских заметок на первых печатных изданиях трудов Галилея. Однажды, когда его рабочий день в библиотеке Королевского общества уже завершился, он просматривал онлайн-каталог в поисках материалов, связанных с Кастелли (Риччардо недавно участвовал в публикации работ математика), и внезапно заметил, что одно из писем к Кастелли его учителя, Галилея, в электронном каталоге датируется 21 октября 1613 года, хотя на самом письме стоит другая дата, 21 декабря, и личная подпись Галилея.

«В раннем каталоге была ошибка в годе: вместо 1613-го был указан 1618-й. В современном же электронном каталоге ошибка была в месяце — октябрь вместо декабря. Урок всем нам! Каталог архива или библиотеки был и остается творением человека, а человек может ошибаться», — говорит историк науки, доцент Школы философии НИУ ВШЭ Дарья Дроздова. Также она добавляет, что именно оцифровка исторических документов «может уменьшить число затерянных исторических жемчужин»: «При оцифровке книга или рукопись может впервые в своей библиотечной жизни быть снята с полки и пролистана от корки до корки, а с другой стороны, оцифрованный документ становится доступен большему числу любопытных исследователей, которым не надо ждать возможности побывать в Лондоне, чтобы открыть и посмотреть документ от простого интереса, поскольку был час свободного времени».

Фрагмент письма Галилея к Кастелли, ошибочную датировку которого обнаружил итальянский историк на этой неделе. Источник: The Royal Society

«Я подумал: „Не могу поверить, что я нашел письмо, которое практически все исследователи Галилея полагали безнадежно утерянным“, — приводит слова Риччардо журнал Nature. — Еще более невероятно это оттого, что письмо было не в какой-нибудь забытой библиотеке, а в библиотеке Королевского общества». [ ... ]

131 год спустя

Кто, зачем и как разговаривает на эсперанто в наше время

В 1887 году врач и лингвист Лазарь Заменгоф опубликовал первый учебник эсперанто. С тех пор эсперанто стал единственным из искусственных языков, который получил широкое распространение (на нем говорят до 2 млн человек), но так и не стал языком международного общения. «Чердак» поговорил с лингвистом Александром Пиперски, автором книги «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского», почему так получилось и как развивается эсперанто сейчас.

— Искусственные языки — ваш основной предмет исследования?

— Нет. Я занимаюсь компьютерной и корпусной лингвистикой. Боюсь, что если бы я захотел сделать искусственные языки основным предметом своего исследования, то в академической лингвистике мне было бы ловить нечего. Это не очень популярная тема, и, хотя многие лингвисты увлекаются искусственными языками, мало кому удается сделать их своей основной специальностью.

Титульный лист первого русского издания учебника Заменгофа. Фото: Surfo / Wikimedia Commons / Public Domain

— Почему в академической среде не популярны искусственные языки? [ ... ]

Почему «пылит» тополь

Вся правда о городских деревьях

О том, что такое двудомные растения, почему тополь «пылит» в теплое время года, а также о строении некоторых растений, высаженных в городской черте, рассказывает научный сотрудник Биологического музея им. Тимирязева Ольга Калашникова.

Ольга КАЛАШНИКОВА, орнитолог, научный сотрудник Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева:

— Обычно горожане с приходом лета, в конце мая уже начинают жаловаться на то, что «тополь летит» (как они говорят). Почему это происходит? И почему раньше как раз наши бабушки, дедушки, у того, кто постарше, мамы и папы не жаловались на тополиный пух? И почему он, собственно говоря, «пылит», но при этом тополя сажают?

Дело в том, что тополь для Москвы оказался очень полезным растением. С одной стороны, он аккумулирует огромное количество вредных химических веществ — и, соответственно, не дает почве эти вещества в себе накапливать. А во-вторых, он производит огромное количество кислорода по сравнению с другими видами деревьев — таких, как липа, клен, дуб и т.д. [ ... ]