Выход есть

50 лет назад человек вышел в открытый космос: что изменилось с тех пор

18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов в 11:30 по московскому времени выбрался из корабля «Восход-2» и через 23 минуты вернулся внутрь. Спустя 50 лет редакция «Чердака» рассказывает, как сегодня космонавты работают в открытом космосе.
Наверное, 372 выхода после Алексея Леонова — это мало по меркам тех планов, которые в 1965 году строились на будущее. И в СССР, и в США рассчитывали на скорый пилотируемый полет к Луне, конструкторы уже задумывались о том, как лучше разместить там постоянную базу и как полететь к Марсу. Все были уверены, что в 2015 году люди будут гулять по поверхности других небесных тел и это будет сравнимо если не с рутинным выходом в магазин за хлебом, то хотя бы с геологической экспедицией — занятием для немногих профессионалов, но вполне обыденным и не стоящим попадания на страницы газет.

Кинокадр из записи, сделанной Павлом Беляевым, вторым членом экипажа

Тем не менее мы и сегодня пишем про то, что экипаж МКС вышел в открытый космос. Почему? Развернутый ответ потянет на отдельную статью, поэтому ограничимся кратким: в 1960-х люди еще не до конца оценивали возможности разных технологий. Если открыть произведения братьев Стругацких, классиков фантастики, то у них в нулевые годы к Юпитеру регулярно летают огромные корабли с термоядерными двигателями, а экипаж программирует курс едва ли не на перфокартах. У американского классика, Роберта Хайнлайна, — практически та же картина: пилоты обязаны знать дифференциальное исчисление для расчета траектории корабля. Авиакосмический прогресс был переоценен, а информационные технологии, напротив, недооценены.

О скафандрах

Создание космического скафандра тоже оказалось далеко не тривиальной задачей. Скафандр «Беркут» Алексея Леонова был мягким, поэтому раздулся в космосе сильнее, чем во время испытаний в барокамере на Земле. Космонавту пришлось стравить часть воздуха, и только после этого ему удалось пролезть через люк обратно в корабль. Позже конструкторы учли опыт Леонова и скафандры стали делать полужесткими.

Скафандр «Беркут» и шлюзовая камера «Восхода-2». Снимок из Мемориального музея космонавтики в Москве

Космический скафандр представляет собой, по сути, небольшой корабль с системой жизнеобеспечения, бортовым компьютером и иногда даже двигателями — если к нему добавляют специальный ранец. Новейшие «Орланы-МКС», которые скоро сменят предыдущее поколение, «Орланы-МК», будут сами проверять свою пригодность к выходу за борт, причем в программу бортового компьютера заложена проверка по полусотне разных параметров: запас кислорода и воды, заряд батареи, исправность радиоаппаратуры и так далее.

Юрий Онуфриенко в скафандре «Орлан-ДМА» работает снаружи станции «Мир». Всего «Орланы» насчитывают шесть (включая новейший и пока не используемый «Орлан-МКС») модификаций; ДМА — третья по счету. Фото: Юрий Усачев, снимок из архивов NASA

Но даже с учетом всех модернизаций, скафандры далеки от идеала. Достаточно сказать, что НПП «Звезда», где разработаны «Орланы», в качестве одного из преимуществ модели МКС называет увеличенный ресурс — с 15 до 20 выходов в открытый космос. Стоимость скафандра при этом составляет несколько сотен тысяч долларов, и это еще считается недорого — в интервью газете «Труд» генеральный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сказал, что американские скафандры стоят 15 миллионов долларов. Иными словами, только износ скафандра обходится при выходе в космос примерно в стоимость автомобиля (если цену скафандра поделить на число выходов)! А весят космические скафандры больше центнера, что даже в невесомости приходится учитывать — масса, в отличие от веса, никуда не девается. Движения тела в плотной одежде и с возросшей в два с половиной раза инерцией совсем не такие, как в обычных условиях, поэтому перед выходами в космос будущий экипаж тренируется в специальном бассейне.

Базз Олдрин, который потом высадился на Луне, делал селфи еще до того, как это стало модным. Фото: NASA

Происшествия

К счастью, за все 373 выхода за пределы корабля (считаются и выходы на Луну) обошлось без несчастных случаев. Один раз, правда, случилась небольшая травма: у астронавта Грегори Беннета сползло крепление перчатки и проволока проколола сначала перчатку, а потом кожу астронавта около указательного пальца. К образовавшемуся отверстию мгновенно прилипла кожа, и, как потом вспоминал Беннет, произошло первое кровотечение в открытый космос. Правда, поскольку ранка была невелика, а отверстие в скафандре сразу закрыло, астронавт обнаружил ее, только вернувшись на борт!

Первый выход американского космонавта в открытый космос (Эдвард Уайт, 3 июня 1965 г.). Фото из архивов NASA

Еще один неприятный случай произошел с Майклом Фоссумом, у которого оказался поврежден страховочный трос. Поскольку повреждение было вовремя замечено, астронавт вместе с напарником заменил трос на запасной и продолжил работу.

Брюс Маккэндлесс II во время испытаний скафандра с реактивным ранцем для самостоятельного передвижения. Снимок сделан 18 февраля 1984 года. Фото из архивов NASA

А Хайдемари Марта Стефанишин-Пайпер — астронавт NASA — 18 ноября 2008 года потеряла во время работы сумку с инструментами. Это происшествие даже было записано на видео, а траекторию сумки проследили при помощи телескопов. Она стала самостоятельным спутником Земли, но, не имея двигателей для коррекции орбиты, через какое-то время вошла в атмосферу и сгорела вместе с содержимым. Заметим, что Хайдемари Стефанишин-Пайпер — опытный астронавт, она совершила в общей сложности пять выходов в открытый космос за два полета. Мировой рекорд, для сравнения, составляет 16 выходов (всего свыше 82 часов!) и принадлежит Анатолию Соловьеву.