Текст уведомления здесь

Стать астронавтом, упасть в черную дыру и потерять зрение

Редакция «Чердака» — о впечатлениях от VR-программы фестиваля «Политех 360»

В этом году на фестивале научного кино «Политех 360» помимо конкурсной программы можно еще и посмотреть кино в очках виртуальной реальности. Корреспонденты «Чердака» не преминули в буквальном смысле окунуться в кино о науке и технологиях — и теперь рассказывают, каково это.
Добавить в закладки
Комментарии

Потрогай мир

Hold the world (2018)

Подобно тому как русские дети знакомятся с природой под голос Николая Дроздова, английские дети вырастают на рассказах Дэвида Аттенборо. Программа «Потрогай мир вместе с Дэвидом Аттенборо» — это шанс почувствовать себя маленьким англичанином, который очутился в лондонском музее естествознания. Аттенборо проводит виртуальную экскурсию на английском языке, поэтому посетителям может быть непросто разобраться во всех тонкостях устройства экспонатов. Зато взрослые получат огромное удовольствие не только от классического британского акцента, но и от возможности наконец-то внимательно разглядывать скелеты и окаменелости.

Hold the world with David Attenborough

Главный недостаток современных музеев — запрет трогать экспонаты руками. Но только не в виртуальной реальности: здесь можно заходить в комнаты в любом порядке, выдвигать ящики, доставать экспонаты, подносить их к самым глазам и как угодно крутить. Наводя курсор на разные части кости или животного, посетитель запускает рассказ Аттенборо о том, чем примечательна именно эта часть тела, зачем она нужна и как помогает восстановить образ жизни организма. В конце рассказа экспонат «оживает» и начинает бегать, летать или кусаться, подкрепляя тем самым историю о реконструкции давно вымерших или редко встречающихся видов.

Музеи будущего, конечно же, должны быть виртуальными. Каждый посетитель должен иметь возможность рассмотреть именно то, что интересно ему, и получить ответ на конкретные возникающие вопросы. А главное — трогать, нюхать, слушать и задействовать все возможные органы чувств, особенно если этому посетителю еще не очень много лет. Но пока нам до тотальной виртуализации далеко, остается только ходить на фестивали и завидовать грядущим поколениям.

Полина Лосева, обозреватель

Падение в черную дыру под шепот Патти Смит

Spheres (2018, реж. Даррен Аронофски)

Космос огромен. Его не объять, кажется, даже разумом. Он измеряется миллиардами световых лет, миллионами градусов, триллионами галактик — величинами, которые просто невозможно представить. Глядя ночью в звездное небо, мы видим лишь светящиеся точки в черноте. Слыша новость об очередном исследовании черных дыр, представляем себе лишь смутное пятно в космическом пространстве или вспоминаем кадры из «Интерстеллара». Читая «Высший замысел» Стивена Хокинга, и вовсе затрудняемся вообразить, как могла выглядеть Вселенная в момент Большого взрыва. Но так хочется представить воочию, как выглядят все эти невероятные космические объекты, о которых нам рассказывают ученые, и VR-фильм «Сферы» Дарена Аронофски дает такую возможность.

Spheres (2018)

Надев шлем и взяв в руки джойстики, зритель обнаруживает себя внутри северного сияния, переходящего в фантастически красивую визуализацию магнитного поля Земли. А дальше начинается путешествие сквозь пространство и время — 13 миллиардов световых лет существования нашей Вселенной, уложенные в 40 минут повествования под торжественный шепот голливудских актрис Милли Бобби Браун, Джессики Честейн и Патти Смитт о невидимых волнах, пронизывающих пространство, музыке звезд и хрупкости нашей голубой планеты.

Что произошло в момент Большого взрыва? Что внутри черной дыры? Как выглядят вблизи кольца Сатурна? А нейтронная звезда? Фильм предлагает зрителю ответы на эти вопросы, погружая его в центр космических событий и создавая ощущение полета сквозь Вселенную. Отдельный милый бонус от дизайнеров VR-эффектов: с помощью джойстиков по ходу действия фильма можно создавать всевозможные искры, волны, огоньки и светящиеся шлейфы, чувствуя себя волшебником, взмахивающим волшебной палочкой, — что называется, «залипательно». Интересно даже взрослым, а дети наверняка останутся в полном восторге.

Евгения Щербина, корреспондент

В будущем плохо

Программа «Технопессимизм»

Мрачное или светлое, но будущее связано с технологиями. Может быть, это будут программы, с помощью которых можно управлять своими воспоминаниями. Ведь так приятно вытащить из глубин памяти счастливые моменты и прожить их еще раз. И, если угодно, показывают создатели фильма Remember, то эти моменты можно будет отретушировать, как снимки в фоторедакторах: добавить яркости, убрать что-то лишнее или кого-то лишнего, а «правильного человека» добавить. Получится красивая сказка, которой, правда, никогда не было, что совершенно не мешает в нее погрузиться, как в теплую ванну. Захочется ли выходить из нее обратно, в холодную реальность?

А может быть, развитие технологий в скором будущем приведет к кибервойнам. Создатели фильма Zero Days сделали своим героем программу-червя Stuxnet, которая не просто шпионила за пользователями, а наносила прямой урон иранской инфраструктуре обогащения урана. В общем, все плохо и очень тревожно — мы от этого обязательно умрем. Любители алармистских настроений, те, кто переживает о судьбах мира и уверен, что новая мировая война стоит на пороге, оценят картину по достоинству.

Почему Sonar 360 попал в этот блок, не столь очевидно. В нем нет ни пророчеств, ни порабощения людей машинами — он, пожалуй, просто мрачный. Зато есть картинка и драйв, характерные скорее для компьютерных шутеров, да и сюжет соответствующий: космический дрон улавливает загадочный сигнал из глубин астероида и мчится к его источнику по каменным туннелям. В VR-шлеме это выглядит очень натуралистично, так и хочется выглянуть за борт дрона.

Sonar 360 (2017)

Ну а лента PLANET ∞ располагает к медитативному созерцанию. Это семиминутный ролик о том, что будет на планете после апокалипсиса. Хотя даже думать об этом немного жутко, но после людей планета будет жить. Как жила без нас многие, многие миллионы лет.

Алиса Веселкова, корреспондент

В будущем хорошо

Программа «Технооптимизм»

NASA продолжает заражать людей любовью к космосу, позволяя каждому страждущему почувствовать себя путешественником, пусть и в виртуальной реальности.

Space explorers — короткометражный фильм, который за 18 минут с головой (и нервной системой) погружает зрителя в мир тех, кого мы привыкли считать сверхлюдьми. Вы попадаете на летную базу, сидите за столом на рабочем совещании астронавтов, катаетесь по испытательному полигону на луноходе, погружаетесь под воду с дайверами в гидролаборатории и, наконец, выходите в открытый космос.

От такого переключения локаций вестибулярный аппарат сходит с ума, но впечатления того стоят. Когда ты, сидя плечом к плечу с астронавтами, слушаешь о том, что тебя ждет за пределами Земли, гул ежедневной рутины в голове затухает и ты в полной мере проникаешься такой простой и при этом невозможной мечтой — выйти за пределы своей планеты и покорить космическое пространство.

Space Explorers (2018)

Notes on blindness — семиминутное погружение в мир слепых. Фильм создавался на основе дневника профессора Джона Халла, который потерял зрение и начал фиксировать то, как изменилось его восприятие окружающего мира, делая аудиозаписи. Это короткая и трогательная зарисовка: ты сидишь в парке вместе с автором, слушаешь его голос и наблюдаешь за размытыми полупрозрачными силуэтами — именно по таким отголоскам движения достраивают изображение мира люди, которые потеряли зрение.   

I saw the future — визуализация того, каким Артур Кларк, один из главных фантастов ушедшего века, видел будущее из далекого 1964 года. Сюжет в буквальном смысле завязан на «говорящую голову» — трехмерную проекцию портрета Кларка, прогнозирующего разные сценарии развития человеческого общества. Странно, что этот французский фильм попал в программу «Технооптимизма» — его место, скорее, в другом разделе VR-программы, в «Технопессимизме». Потому что радостно воспринимать бесконечно перестраивающуюся в разных проекциях, разваливающуюся на символы и линии голову, рассказывающую о техническом прогрессе и грядущих неприятностях, довольно сложно.

Анастасия Тмур, продюсер

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Астероиды, индюшки, летучие мыши и погасшее Солнце

Редакция «Чердака» отвечает на заковыристые вопросы читателей

Обильная редакционная почта часто приносит нам сюрпризы в виде неожиданных вопросов от читателей. Обычно мы отвечаем на них в частном порядке, поскольку на «Чердаке» нет специальной рубрики «Вопросы и ответы». Но сегодня мы решили попробовать дать несколько ответов разом в одной заметке. Если опыт окажется удачным, мы его продолжим.
Добавить в закладки
Комментарии

Сколько по соседству с нами действительно опасных астероидов?

Потенциально опасными объектами (ПОО, potentially hazardous object) считаются все астероиды, которые могут в обозримом будущем приблизиться к Земле на расстояние меньше 0,05 астрономической единицы (то есть орбита проходит менее чем в 7,5 млн км от нашей планеты) и чей поперечный размер превышает 100 м (считается, что объекты меньшего размера сгорят в атмосфере Земли при столкновении). Такие астероиды нанесли бы нашей планете опустошительный ущерб, упав на нее.

Пока что в списках Международного астрономического союза числятся 1901 ПОО. Это не означает, что все они непременно рухнут на Землю, но теоретически у них есть такая возможность. Конечно, в этом списке числятся только те ПОО, о которых мы точно знаем. Полученная в 2013 году с помощью телескопа WISE (NASA) оценка — около 4700 ПОО (но, напомним, их еще предстоит открыть). [ ... ]

Читать полностью
Фрагмент Королевских ворот в Хаттусу, столицу Хеттской империиStylone / Фотодом / Shutterstock

Бронзовый коллапс, или Куда делись все эти люди

Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад

В конце второго тысячелетия до нашей эры в Греции и на Ближнем Востоке — в Месопотамии, в Древнем Египте, в Сирии, в Малой Азии — творились очень странные дела. Великие царства бронзового века одно за другим уходили в небытие, из ниоткуда появлялись новые народы, хроники повествовали о нашествиях, голоде и прочих бедствиях. Историки долго предпочитали винить во всем «народы моря», но теперь, благодаря археологическим данным, полученным в последние годы, у нас, кажется, есть основания иначе отвечать на вопрос, кто виноват в коллапсе «бронзовых» цивилизаций.
Добавить в закладки
Комментарии

Как рассказывает профессор Эрик Клайн из Университета Джорджа Вашингтона, директор Капитолийского археологического института, автор книги «1177 BC: The Year Civilization Collapsed», Средиземноморье позднего бронзового века представляло собой мир, очень похожий на современный, — глобализованное пространство с торговыми нитями, опутавшими всю ойкумену, то есть все страны, составлявшие на тот момент европейскую цивилизацию.

Торговые и культурные связи второго тысячелетия до нашей эры обеспечивали единый высокий технологический уровень городов Греции и Ближнего Востока во всем: в кораблестроении, в архитектуре, в обработке металлов. Чтобы показать протяженность и устойчивость торговых путей бронзового века, достаточно сказать, что олово для выплавки бронзовых изделий поступало, скорее всего, из Афганистана, а медь брали на Кипре.  Города были оснащены системами водоснабжения, инженерный уровень которых античным грекам тысячу лет спустя и не снился.

Все это откатилось назад со страшной скоростью в кратчайшие по меркам истории сроки, чтобы сбросить с древнего мира бронзовый век и позволить ему войти в новый век — железный, в ту историю, которую мы изучаем в школе.

За относительно короткое время — в древнеегипетских надписях зафиксирован промежуток от 1207 до 1177 года до нашей эры — весь прекрасный бронзовый мир растворяется. Торговые связи рушатся. Из известных нам царств бронзового века в более-менее нетронутом виде остается Египет, который теряет контроль над Сирией и Палестиной. Вавилон и Ассирия сохраняют разве что локальное значение. Исчезает микенская цивилизация. Разрушена Троя. [ ... ]

Читать полностью
Молодой Гитлер.Фото: Deutschland Erwache

Мыслить как диктатор

Задолго до появления профайлеров серийных убийц и маньяков ЦРУ пыталось составить психологический портрет Гитлера. А помогал им в этом «агент 488» — Карл Густав Юнг

Спецслужбы США не располагали никакими надежными источниками, близкими к фюреру, однако понять мотивацию, характер и круг интересов Адольфа Гитлера было необходимо для принятия политических и военных решений. Поэтому аналитики американской разведки пытались читать между строк «Майн Кампф», а швейцарский резидент завербовал лучшего ученика Зигмунда Фрейда — Карла Густава Юнга. Однако все усилия по созданию достоверного психологического профиля и попытки предсказать поступки одиозного нацистского лидера потерпели крах. Западным странам это стоило очень дорого.
Добавить в закладки
Комментарии

Госструктуры США периодически рассекречивает документы прошлого. Почти всегда из них убирается вся «чувствительная информация»: имена всех нераскрытых агентов, секретные проекты, о которых трудно найти сведения в открытых источниках, и так далее. Если историк направляет запрос по поводу проекта американской десятигигатонной термоядерной бомбы (200 «Царь-бомб»), которую хотели создать американские ученые, но запретил президент Эйзенхауэр, то в ответ приходят «рассекреченные по запросу» документы, в которых вымарано абсолютно все, кроме заголовка.

Тем подозрительнее выглядит недавняя публикация ведомства — описание личности Адольфа Гитлера, составленное в конце 1943 года Генри Филдом, работником Управления стратегических служб (УСС, прямой предшественник ЦРУ). Там вообще нет вымаранных кусков. Ни одного. Это очень странно. Неужели все агенты, сообщавшие американской разведке сведения о Гитлере, провалились? И насколько успешно аналитики спецслужб справились со своей задачей? Попробуем разобраться.

«Читая «Майн Кампф» между строк» [ ... ]

Читать полностью