Звуки дабстепа снизили активность комаров. Кровососущие самки намного реже кусали испытуемого хомяка и спаривались с самцами, если в клетке играл трек Skrillex

Ученые из Малазии, Индонезии, Таиланда и Японии сначала заставили комаров кусать хомяка и спариваться под звуки трека Scary Monsters and Nice Spirits музыканта Skrillex, а потом в тишине. В первом случае комары кусали и спаривались реже, а искали жертву дольше.

Комары Aedes aegypti переносят вирус Зика, болезнь чикунгунья и лихорадку денге и до сих пор опасны для общественного здоровья во всем мире. Сейчас их травят в основном инсектицидами, но насекомые быстро развивают устойчивость. Кроме того, «ковровое» применение химикатов может вредить другим животным. Так что ученые ищут другие, менее вредные для окружающей среды способы бороться с комарами, влияя на их поведение, то есть мешая спариваться, искать жертву и пить ее кровь.

Одно из возможных решений — отгонять насекомых звуком. Известно, что комары хорошо слышат, по крайней мере друг друга. Самки и самцы звенят на разных частотах и синхронизируют свое «пение», когда находят друг друга для спаривания. А шум может помешать им разыскать партнера. Но как именно музыка воздействует на комаров, ученые пока не понимают.

В данном случае ученые из нескольких южноазиатских университетов решили проверить, как на комаров подействует дабстеп-трек Scary Monsters and Nice Spirit музыканта Skrillex, так как он достаточно шумный, что потенциально может не понравиться комарам.

Для эксперимента отобрали одного самца и 10 самок, которых продержали голодными 12 часов. Самца запустили в клетку, где находился хомяк, закрепленный так, чтобы он не мог никуда убежать. Рядом с клеткой находился динамик. В каждом испытании ученые запускали в клетку самок, включали музыку, а потом записывали, как насекомые себя поведут. Ученых интересовало, как быстро самки полетят к хомяку после того, как  попадут в клетку, как долго будут ползать по животному в поисках места для питания, как часто будут его кусать и как часто будут спариваться с находящимся в клетке самцом.

Эксперимент повторили 10 раз с проигрыванием мелодии и 11 раз — без музыки. Каждое наблюдение длилось 10 минут. Затем ученые подсчитали для экспериментов с дабстепом и без него среднее время отклика, то есть время, за которое самка комара добиралась до хомяка, количество попыток укуса (когда насекомое просто ползало по жертве) и количество случаев кровососания. Также записали количество случаев спаривания самок с самцами.

Оказалось, что, когда в клетке играла музыка, самки комаров значительно позже добирались до жертвы (среднее время — 131 секунда), в то время как без музыки они подлетали к хомяку уже через 35,2 секунды после попадания в клетку.

Также без музыки комарихи ползали по коже в среднем 82,4 секунды, а с музыкой — 191 секунду. Сократилось и количество случаев кровососания. С музыкой в среднем их было всего 4, в то время как без музыки — 6,6. Также, слушая дабстеп, комары значительно реже спаривались (0,9 события против 5,18 без музыки).

Таким образом, дабстеп не изменил паттерны поведения комаров, но значительно растянул их во времени. Насекомые реже спаривались, дольше ползали в поисках места, где начать пить кровь, и реже кусали жертву. Это первое исследование воздействия дабстепа на комаров, хотя и не первое подобное в принцие. Так, ранее ученые уже давали божьим коровкам послушать песню Back in Black группы AC/DC, и те стали хуже охотиться на тлей.