Зуд у мышей передается не через эмпатию

Исследователи из США выяснили, как возникает зуд у мышей, и пришли к выводу, что желание почесаться не связано с эмпатией, как предполагали ранее.

По словам ученых и результатам многих исследований, некоторые действия, которые совершает один человек или другой примат, могут быть «заразными». Например, стоит одному человеку зевнуть или почесаться, как другие подхватывают и тоже чувствуют желание последовать его примеру.

Прежде ученые считали, что такая особенность поведения связана с существованием зеркальных нейронов, механизмом подражания и обучения. Ученые провели эксперимент на мышах, чтобы проверить, есть ли у них подобная реакция на «заразные» действия.

Исследователи показывали подопытным видео, на котором мышь чешется. В течение пяти секунд после демонстрации записи грызуны тоже начинали чесаться, тогда как контрольные животные, которым видео не показывали, этого не делали.

При изучении мозга мышей, чесавшихся после просмотра видео, выяснилось, что в их мозгу активировалось супрахиазматическое ядро — зона, которую прежде связывали только с регуляцией циркадных ритмов. Кроме того, выделялось особое вещество — гастрин-высвобождающий пептид (ГВП), про которое было известно из предыдущих исследований, что оно участвует в передаче сигнала зуда.

Ученые провели эксперимент, в котором они использовали мышей с предварительно удаленными рецепторами, восприимчивыми к ГВП, и такие животные не реагировали на видео с почесыванием. Другим мышам, с исправными рецепторами, пробовали вводить ГВП путем инъекций и увидели, что зверьки сразу начинали чесаться и не прекращали этого занятия в течение еще часа.

По словам ученых, реакция «заражения чесоткой» возникала просто из-за возбуждения нейронов, восприимчивых к ГВП. Они считают, что нервные цепи, которые ответственны за заражение желанием почесаться, не затрагивают такие сложные механизмы, как обучение и эмпатия. Дальнейшие исследования должны показать, как зрительный сигнал вызывает образование ГВП и, соответственно, желание почесаться.

Исследование описано в журнале Science.

Результаты другого исследования показали, что другое «заразное» действие — зевоту — реже подхватывают психопаты. По мнению ученых, причина этого в том, что одно из проявлений психопатии — недостаток эмпатии.