Зубы российских плиозаврид рассказали об их «сожительстве»

На границе юрского и мелового периодов на территории, занимаемой сейчас нашей страной, существовали морские ящеры как с коническими, так и с трехгранными зубами.

Сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и Геологического института РАН Николай Зверьков совместно с коллегами из Польши, Бельгии и Великобритании описал зубы различных плиозаврид, обитавших на территории нынешних Поволжья и Восточной Сибири в конце юрского и начале мелового периодов. Сравнительный анализ формы этих зубов показал, что незадолго до своего вымирания плиозавриды были весьма разнообразны. А те их формы, которые, как считалось ранее, никогда не проживали вместе, сосуществовали на планете около 25 миллионов лет. Научная статья опубликована в журнале Palaeontology.

Плиозавриды — семейство из отряда плезиозавров. Их отличительный признак — короткие шеи. Они вели водный образ жизни и нередко играли роль главных хищников в морях, которые населяли. Плиозавриды существовали с ранней юры (около 200 миллионов лет назад, геттангский ярус) по начало позднего мела (89,3 миллиона лет назад, туронский ярус). Семейство включало в себя несколько ветвей, представителей которых отличала форма зубов. У одних зубы были трехгранные, у других — конические. Считается, что до мелового периода существовали только рептилии с трехгранными зубами, а те, у кого они были конической формы, появились уже в мелу.

Авторы новой работы обнаружили опровержения этой точке зрения. В бассейне восточно-сибирской реки Хета они нашли останки плиозаврид возрастом около 150 миллионов лет, что соответствует волжскому (титонскому) ярусу, то есть концу юрского периода. Другую находку палеонтологи сделали в бассейне Волги. Обнаруженные там останки плиозаврид предположительно имели возраст 140 миллионов лет, следовательно, он жил в самом начале мелового периода (берриасский и валанжинский ярусы). То есть в обоих случаях ученые имели дело с рептилиями, существовавшими на границе юрского и мелового периодов.

Палеонтологи детально изучили форму и строение зубов восточно-сибирских и волжских плиозаврид. Они обнаружили, что среди них встречались зубы и конической, и трехгранной формы. Это противоречит устоявшейся точке зрения, что на границе юры и мела разнообразие плиозаврид было низким. Напротив, судя по форме зубов, получается, что данное семейство рептилий в этот период достигло максимального разнообразия. И по крайней мере 25 миллионов лет, примерно со 150 до 125 миллионов лет назад, плиозавриды с трехгранными зубами жили на планете вместе со своими собратьями с коническими зубами. А 125 миллионов лет назад, в середине раннего мела (барремский ярус), «трехгранные» морские рептилии вымерли и остались только «конические».

Мумифицированная лошадь из Якутии оказалась болотной кобылой

Она была приспособлена передвигаться по трясинам, выдерживать холода и погибла от лап медведя или из-за атаки волков.

Сотрудники нескольких российских исследовательских организаций совместно с учеными из США изучили морфологию мумии лошади, найденной в 2010 году членами общины Юкагир. Они определили возраст, в котором погибло животное, и его пол. Также ученые выявили адаптации найденного животного к его среде обитания — влажной болотистой тундре. Научная статья с детальным описанием находки опубликована в журнале Mammal Research.

Тушу лошади обнаружили летом 2010 года у берегов пролива Дмитрия Лаптева в подтаявшем грунте в местности Ойогосский яр (Якутия) члены родовой общины Юкагир. Там же нашли останки небольшого мамонта. Мумия лошади состояла из двух фрагментов — головы с шеей и туловища с внутренними органами, задними ногами и хвостом. До 2012 года она хранилась в общине в замороженном виде, а в январе 2012 мумию перевезли в столицу Якутии, где до февраля 2014 года проводили оценку ее возраста на основе радиоуглеродного метода, микробиологический анализ ее тканей на присутствие возбудителей различных заболеваний, измерение длин различных частей тела животного, а также палинологический анализ содержимого ее кишечника (определяли, пыльца каких растений в нем присутствует).

Радиоуглеродный анализ показал, что абсолютный возраст находки составляет 4600±35 лет. На это время приходится атлантический период среднего голоцена, когда климат был более теплым и влажным, чем сейчас. Тогда на побережье пролива Дмитрия Лаптева преобладала болотистая тундра и теплое время года там было длиннее, чем сейчас, — в настоящее время окрестности Ойогосского яра свободны ото льда всего два месяца в году. Степень изношенности зубов животного указала, что оно погибло в возрасте пяти лет. У лошади не было клыков на нижней челюсти, что характерно для кобыл.

Края обоих фрагментов мумии свидетельствовали о том, что она пала жертвой охоты крупного хищника — медведя или волка. Передняя часть морды у нее была оторвана и отсутствовала, а на задней части туловища имелись следы зубов и когтей. На момент гибели животное было здорово: ни в одном из образцов его тканей не обнаружили возбудителей заболеваний ротовой полости, чумы крупного рогатого скота, бруцеллеза и сибирской язвы. В кишечнике кобылы преобладала пыльца злаков, а также фрагменты побегов тех же растений (91,6 процента), осок (4,5 процента) и мхов. Также там обнаружили зерна злаковых. Это говорит о том, что лошадь из Ойогосского яра предпочитала питаться травой, а местность, в которой она обитала, была также богата болотными растениями — мхами и осоками. Такая оценка соответствует данным о том, что в атлантическом периоде на севере Якутии осадков в год выпадало на 200 мм больше, чем сейчас. [ ... ]

Мошки из сибирского янтаря пролили свет на эволюцию птиц

Видовой состав кровососущих насекомых способен дать информацию о том, какие приспособления к холодному климату имелись у местных доисторических птиц.

Российские и украинские палеонтологи обнаружили в добытом на полуострове Таймыр янтаре новый вид мошек — уголякию Ugolyakia kaluginae. Из находки можно сделать вывод, что насекомые паразитировали на доисторических птицах даже на Севере. Научная статья опубликована в журнале Cretaceous Research.

Палеонтологи исследовали хранящиеся в Палеонтологическом институте РАН образцы янтаря возрастом 84−86 миллионов лет, добытые из отложений сантонского яруса у берегов реки Северный Уголяк (полуостров Таймыр, Республика Саха), и отпечатки перьев оттуда же. В янтаре содержались фрагменты таких же перьев. Ученые установили, что они принадлежали орнитуроморфам (Euornithes). В эту группу входят все современные и ископаемые птицы, более родственные современным, чем вымершей группе энанциорнисовых птиц.

Фото: Evgeny E. Perkovsky et als. / Cretaceous Research

Что более важно, рядом с фрагментами перьев орнитуроморф обнаружились целые тела небольших насекомых. Размер и форма их глаз и крыльев указывали на то, что эти насекомые относятся к группе мошек Simuliini из отряда двукрылых, наиболее известными представителями которого являются комары и мухи. Расположение одной из основных продольных жилок крыла, радиальной, у ископаемых насекомых отличалось ото всех известных, поэтому (и по некоторым другим признакам) их выделили в отдельный вид и дали ему латинское название уголякия Калугиной (Ugolyakia kaluginae) в честь палеонтолога Надежды Калугиной, занимавшейся ископаемыми двукрылыми. Пока эта уголякия — единственный представитель своего рода. [ ... ]

Горыныча с «женским духом» обнаружили в Кировской области

Обе находки сделаны в пермских отложениях.

Сотрудник Вятского палеонтологического музея Владимир Масютин совместно с Кристианом Каммерером из Естественнонаучного музея Северной Каролины описали два новых вида терапсид, найденных в пермских отложениях рядом с городом Котельнич Кировской области. Хорошо сохранившиеся фрагменты скелетов этих животных ценны тем, что помогают пролить свет на эволюцию «протомлекопитающих» и выяснить, в результате чего к конце пермского периода терапсиды из одного подотряда резко увеличились в размерах, а животные из другого, напротив, стали существенно мельче. Две научные статьи, посвященные тероцефалу Gorynychus masyutinae и горгонопсу Nochnitsa geminidens в сравнении с известным с 1999 года Viatkogorgon ivakhnenkoi, опубликованы в журнале PeerJ.

Первый найденный вид был назван Gorynychus masyutinae в честь мифического создания Змея Горыныча. Его отнесли к подотряду тероцефалов отряда терапсид. Палеонтологи обнаружили его череп, практически целый, и часть посткраниального скелета (т.е. лежащего ниже черепа). Gorynychus имел внушительные клыки, фактически был саблезубым. В целом в строении черепа Gorynychus masyutinae присутствуют и примитивные, и продвинутые черты (как у эутероцефалов), поэтому исследователи считают, что он принадлежит к группе, сестринской Eutherocephalia. Судя по размерам его останков, «горыныч» был высотой с волка. Это делало его одним из самых крупных хищников в современной ему экосистеме на территории нынешнего Котельнича.

Второму хищному терапсиду из подотряда горгонопсов (также входит в отряд терапсид) дали латинское название Nochnitsa geminidens. Такой выбор «имени» обусловлен двумя факторами. В славянской мифологии ночницы — враждебные духи женского пола. Кроме того, обнаруженный череп представителя этого вида имеет крупные глазницы, и это позволяет предположить, что эти горгонопсы вели ночной образ жизни. Nochnitsa geminidens отличается от других современных ей горгонопсов, например Viatkogorgon ivakhnenkoi (также найденным в Кировской области), уникальным строением зубов, находящихся позади клыков. На каждой челюсти они образуют пары — более крупный передний и более мелкий задний. Пары разделены диастемами — «голыми» участками челюстной кости.

Череп ночницы с характерными зубами и большими глазницами. Фото: Christian Kammerer / PeerJ