Зрительная система человека считает не так, как программы по статистике

Когнитивные психологи из Высшей школы экономики (ВШЭ) показали, что при оценке параметров нескольких объектов мозг человека действует по другому принципу, нежели аппарат математической статистики.

В экспериментах участвовало 23 студента-психолога. Им нужно было в течение 0,5 секунд смотреть на экран с изображением некоторого количества предметов. В одном случае им говорили, за чем конкретно следить — за числом этих предметов или их средним размером. В другом случае предварительных инструкций они не получали, и вопрос экспериментатора был для них неожиданностью.

Авторы исследования предположили, если оба параметра (и размер предметов, и их количество) регистрируются одним «модулем», то во втором случае, когда внимание рассеивается между двумя заданиями, результат будет хуже. Однако точность ответов испытуемых не зависела от того, было ли им заранее известно, что оценивать.

Из этого ученые сделали вывод, что зрительная система — так называемые зрительные ансамбли, обрабатывает различные потоки информации о множестве предметов независимо. Алгоритмы математической статистики действуют иначе. Они используют информацию о количестве объектов для определения их среднего размера.

Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Как учатся видеть компьютеры, читайте на «Чердаке».