Мозг мертвых рассказал о пластичности зрительного центра

Ученые из Университета Макмастера (Канада) обнаружили, что зрительная кора мозга, возможно, развивается значительно дольше, чем предполагалось ранее.

По словам ученых, раньше было принято считать, что зрительная кора — часть мозга, в которой идет обработка зрительных сигналов — заканчивает свое развитие примерно в пять-шесть лет. Тем не менее некоторые изменения в зрении, например ухудшение его с возрастом, иногда не связаны ни с нарушениями глаз, ни с анатомией зрительного центра. Ученые предположили, что нестыковку между изменениями работы зрительной коры и ее анатомической неизменностью можно объяснить, проведя биохимическое исследование.

Ученые провели анализ содержания ряда глутаматэргических белков, связанных с передачей сигналов возбуждения нейронов, нейропластичностью и развитием зрительного центра. Для этого они использовали образцы тканей зрительной коры умерших людей в возрасте от 20 дней до 80 лет и обнаружили, что профиль содержания белков, связанных с развитием зрительного центра, меняется на протяжении всей жизни. В частности, растет содержание белков, которые связаны с высоким уровнем нейропластичности.

По словам ученых, это может значить, что, возможно, не только зрительный центр, но и весь мозг пластичен куда больше, чем принято думать. Ученые считают, что их результаты пригодятся в будущем в медицине для разработки основанных на нейропластичности методов, эффективных в любом возрасте.

Исследование описано в журнале Journal of Neuroscience.

Еще одно свидетельство высокой пластичности мозга — способность перестраивать зрительный центр для математических вычислений в случае, если для первоначального своего назначения он не пригодился. Читайте об этом на «Чердаке».