Cамцы синиц готовы голодать, но не разлучаться с своей самкой

Ученые ограничили наблюдаемой популяции больших синиц доступ к кормушкам, так что самцам и самкам приходилось питаться в разных местах. Однако вместо разлуки птицы сначала предпочли поголодать, а потом нашли способ обмануть систему доступа.
Исследование провели ученые из Великобритании и Германии, статья опубликована в журнале Current Biology.

Большие синицы (они же большаки) придерживаются моногамии и остаются со своими партнерами на протяжении многих сезонов. Чтобы выяснить, насколько важны социальные взаимоотношения для синиц, ученые наблюдали за популяцией большаков в лесу Уайтем (Wytham Woods) в Оксфорде. За годы наблюдений исследователи окольцевали до 90% птиц, оснастив каждое кольцо чипом — радиочастотным идентификатором. Чтобы выяснить приоритеты птиц, ученые установили мужские и женские кормушки, доступ к которым открывался только при считывании информации с чипа. Самцы не могли проникнуть в женскую кормушку и наоборот.

Ученые полагали, что птицы предпочтут разделиться, нежели голодать. Однако в экспериментах самцы синиц показали себя настоящими джентльменами: они оставались при самках, жертвуя при этом собственным кормлением. При этом птицы довольно быстро научились «добывать» пищу из кормушки, к которой им был закрыт доступ, пользуясь тем, что она остается разблокированной в течение двух секунд после считывания чипа. Примечательно, что в большинстве случаев синицы разблокировали кормушку именно для своих «половинок», что позволяет предположить развитую кооперацию в паре.

Ранее в разных исследованиях биологи получали данные о том, что животные могут принимать субоптимальные для самих себя решения в пользу благополучия популяции. К примеру, животные объединяются, чтобы защититься от хищников или найти новые ресурсы. Новая работа показала, что некоторые животные также склонны поддерживать индивидуальные социальные контакты. Эти результаты помогут по-новому определить понятие оптимальности для социальных видов животных.