Зоологи выяснили, что морские черти «летают» в воде так же, как мухи

Ученые сняли на видео передвижение подводных арктических улиток вида Limacina helicina, чтобы проследить за тем, как они передвигаются в толще воды. Оказалось, что под водой они «летают» совсем как маленькие мушки по воздуху. При этом их похожие на крылья выросты тела описывают характерные «восьмерки».
Для моллюсков из рода лимацинов, или морских чертей (в английском варианте — «морских бабочек»), характерно наличие так называемых параподий — крыловидных отростков ноги моллюска (его главной части тела). При помощи этих отростков подводным улиткам удается быстро и ловко передвигаться в толще воды. В новой работе американские ученые сняли движение улиток вида Limacina helicina в пределах аквариума, чтобы выяснить особенности динамики их «крыльев». Результаты исследования изложены в статье в Journal of Experimental Biology
.

Улиток, пойманных около морской станции в Хэтфилде, США (Hadfield Marine Station), сажали в аквариум и наблюдали за их передвижениями в течение одной недели. При этом их снимали четырьмя камерами, способными делать до 500 снимков в секунду. Из всего времени съемок ученым удалось получить три качественные записи для дальнейшего анализа.

Улитки, как правило, поднимались вертикально вверх, а затем, достигая поверхности воды, плавно опускались на дно. Анализ записей выявил, что в воде улитки передвигались по тому же принципу, что и плодовые мушки-дрозофилы в воздухе, описывая параподиями характерные «восьмерки». При более детальном рассмотрении ученые выяснили, что физический принцип, который морские черти L. helicina используют для перемещений в воде, такой же, какой мушки используют для полетов. Прежде чем разделить два крыла, они делают небольшой взмах их основаниями, при этом воздух (или вода) всасывается в V-образную полость между крыльями, создавая вихри высокого давления у концов крыльев и генерируя тем самым подъемную силу.

Особый тип передвижения, который используют L. helicina, — пример эволюционной конвергенции, то есть независимого возникновения сходных признаков у разных видов животных. Недавно «Чердак» также публиковал материал о проявлении подобного принципа у высших животных — шакалов. Исследователи открыли новый вид этих зверей, который до этого не удавалось определить из-за внешнего сходства с родственными видами.