Зонд New Horizons нашел следы движения льда на Плутоне

На новых снимках, сделанных зондом NASA New Horizons, ученые обнаружили признаки движения ледников на карликовой планете, говорится в сообщении Американского космического агентства.
«До сих пор мы видели подобную поверхность только на геологически активных планетах, таких как Земля и Марс», — сказал Джон Спенсер (John Spencer) из Юго-западного исследовательского института в Сан-Антонио (США).

Ученые составили из снимков New Horizons цветной «портрет» Плутона, на котором видно распределение льда на карликовой планете. Наиболее темные, свободные ото льда участки располагаются на экваторе, а наиболее светлым выглядит северный полюс, покрытый льдом.

Плутон в искусственных цветах. Фото: NASA/JHUAPL/SwRI

Кроме того, область в форме сердца, видная на снимках карликовой планеты, хоть и находится ближе к экватору, покрыта льдом из замороженных азота, метана и угарного газа. При температуре −234 градуса по Цельсию на Плутоне эти замороженные газы ведут себя подобно ледникам на Земле.

Следы движения этих ледников найдены в западной части светлой области в форме сердца, а в ее южной части видно, как ледник наползает на свободную ото льда темную область, испещренную кратерами.

Ледник, наползающий на свободный ото льда регион. Фото: NASA/JHUAPL/SwRI

Снимки, сделанные New Horizons по дороге от Плутона, на которых видна атмосфера карликовой планеты, подсвеченная Солнцем, позволяют также сделать первые выводы о составе и строении этой атмосферы.

Так, ученые обнаружили в ней два отчетливо выделяющихся слоя туманов: на высоте 80 и 50 километров от поверхности. Ученые полагают, что эти туманы образуются, когда солнечные лучи расщепляют молекулы метана в атмосфере Плутона. Это запускает механизм формирования более сложных углеводородных газов, таких как этилен и ацетилен. Эти газы опускаются в более холодные слои атмосферы и конденсируются в кристаллики льда, из которых и состоят наблюдаемые туманы. Далее под действием ультрафиолета они превращаются в толины — органические вещества, которые окрашивают поверхность Плутона в красноватый цвет.

New Horizons был запущен к Плутону в 2006 году. 14 июля 2015 года он достиг своей цели, пройдя на рекордно маленьком расстоянии от карликовой планеты — 12,5 тыс километров. Теперь космический аппарат передает на Землю данные, полученные в результате сближения с Плутоном.