Зонд «Кассини» «попробует» химический состав фонтанов спутника Сатурна

Космический аппарат «Кассини» пройдет сегодня примерно в 50 километрах от поверхности спутника Сатурна Энцелада и возьмет пробы для химического анализа. Это поможет оценить вероятность существования жизни на планете. Маневр запланирован на сегодня, сообщается на сайте НАСА.
В настоящее время «Кассини» совершает последние полеты вокруг Энцелада. Сегодня космический аппарат пролетит примерно в 50 километрах от спутника, так, чтобы попасть в струи воды, выбивающиеся из-под поверхности, и проанализировать их химический состав. Ближе всего к поверхности в ходе этого маневра космический аппарат подойдет 28 октября в 13:41 по московскому времени.

В 2005 году зонд «Кассини» обнаружил на Энцеладе «фонтаны» — бьющие из-под поверхности струи воды и льда, которые, вероятно, питает находящийся под поверхностью океан. Кроме воды и льда в этих «фонтанах» были обнаружены углекислый и угарный газы, соли и кремний. Подповерхностный океан Энцелада интересен в первую очередь с точки зрения поисков внеземной жизни.

«Кассини» должен будет подтвердить наличие молекулярного водорода в «фонтанах» Энцелада, что необходимо для доказательства существования гидротермальной активности на спутнике, то есть геологических процессов, в которых участвует горячая вода. Измерения «Кассини» позволят оценить масштаб этой активности и, соответственно, предположить, насколько условия в подповерхностном океане могут подходить для существования жизни.

Также, поскольку космический аппарат пройдет очень близко от поверхности, он сможет захватить более тяжелые молекулы, в том числе органические, если они там есть. Кроме того, ученые планируют выяснить, какую форму имеют «фонтаны» Энцелада и как много в них льда. Эти данные помогут оценить, как долго продолжается геологическая активность на спутнике Сатурна и как вода поднимается из океана на поверхность. Все эти исследования не позволят точно ответить на вопрос, есть ли жизнь на Энцеладе, однако помогут оценить вероятность ее существования там.

Космический аппарат «Кассини» был запущен в 1997 году, его основной целью было исследование Сатурна и его спутника Титана, в том числе доставка на спутник спускаемого модуля «Гюйгенс». С этой задачей «Кассини» успешно справился в 2005 году. Конец работы «Кассини» запланирован на 2017 год, предполагается, что космический аппарат сгорит в атмосфере Сатурна.