Журнал Science назвал прорывом года слияние нейтронных звезд

Научный журнал Science выбрал научный прорыв 2017 года: им стали первые в истории наблюдения слияния двух нейтронных звезд в 130 миллионах световых лет от Земли, в результате которого ученые зарегистрировали гравитационные волны.

Гравитационные волны стали прорывом 2017 года. Предыдущим «прорывом года», по версии журнала, в 2016 году стало собственно наблюдение гравитационных волн (подробно о том, что это событие означало для науки, можно прочитать в материале «Чердака»). Кроме того, ведущие ученые и идеологи коллаборации LIGO Райнер Вайсс, Кип Торн и Барри Бэриш получили Нобелевскую премию по физике 2017 года. А астроном из коллаборации VIRGO Марика Бранчези, которая координировала наблюдения 70 обсерваторий по всему миру, вошла в десятку людей года, по версии журнала Nature.

Корреспондент отдела новостей Адриан Чо, которого цитирует журнал, отмечает, что это событие стало самым изученным в истории астрономии: у статьи, в которой кратко рассказывалось о слиянии нейтронных звезд и его последствиях, 4156 авторов из 953 организаций.

В число финалистов вошли первое за 90 лет открытие нового вида человекообразных обезьян, тапанульского орангутана (Pongo tapanuliensis), криоэлектронная микроскопия, за которую также вручили Нобелевскую премию 2017 года, сервис препринтов в области наук о жизни bioRxiv, антарктический лед возрастом 2,7 миллиона лет, а также самые древние останки современного человека. Еще четыре финалиста стали победителями народного голосования читателей журнала, в котором участвовало более 12 тысяч человек: читатели отметили успех генной терапии спинальной мышечной атрофии, компактный детектор нейтрино, точечное редактирование мутаций и лекарство от нескольких видов рака.

Научными провалами года Science назвал напряженные отношения президента США Дональда Трампа и ученых, закрытие проекта по сохранению численности калифорнийской морской свиньи и несколько громких случаев харассмента в крупных научных организациях.