Жизнь на экзопланетах выдадут газы

Ученые из США нашли способ, с помощью которого можно обнаружить жизнь на экзопланетах. Для этого нужно узнать, в каких пропорциях в атмосфере планеты находятся газы, например азот, метан, углекислый газ, кислород или водяной пар.

Ученые исходили из того, что некоторые газы находятся в атмосфере Земли в состоянии термодинамического неравновесия из-за действия живых организмов. Например, весь метан в воздухе должен был бы исчезнуть в течение примерно десяти лет из-за реакций с участием кислорода, углекислого газа и азота. Тем не менее метана в атмосфере много, потому что его постоянно вырабатывают животные и бактерии.

Если на других планетах за пределами Солнечной системы есть жизнь, пусть и примитивная, она тоже должна менять состав атмосферы, уводя его от естественного, «безжизненного». Ученые рассчитали термодинамическое неравновесие для Земли в наши дни и во времена, когда жизнь на планете не производила кислород, — это важно, потому что если на экзопланетах нет кислорода, это не значит, что нет и жизни.

Исследователи получили значения, по которым, вероятно, можно будет судить о том, что на той или иной экзопланете может быть жизнь, которая «портит» картинку газового состава атмосферы, смещая ее в сторону от равновесия.

Теперь нужно ждать, пока состав атмосферы экзопланет изучат очень чувствительные приборы, например космический телескоп имени Джеймса Уэбба, который запустят в 2019 году.

Исследование описано в журнале Science Advances.

О том, как ученые уже обнаружили воду на одной из экзопланет, читайте на «Чердаке».