Живые организмы одинаково хорошо приспособлены к выживанию

Исследование биологов из Великобритании и США показало, что вне зависимости от того, насколько сложно устроен живой организм, большинство видов животных и бактерий в ходе эволюции развили у себя хорошие способности к выживанию.

На Земле насчитывается более 8 млн видов живых существ. Все эти организмы конкурируют за ограниченный запас энергии, полученной главным образом в результате фотосинтеза. Эту энергию организмы используют для двух основных целей — выживания и размножения. При этом все животные смертны, потому что в течение жизни накапливают молекулярные и клеточные повреждения. Жизнь на планете продолжается только потому, что животные оставляют потомство. И, как показывает изучение миллионов лет эволюции, все существующие сейчас живые организмы и растения хорошо справляются с этой задачей.

В новом исследовании ученые построили модель распределения энергии, в которую включили показатели продолжительности жизни и скорости воспроизводства, время размножения (для людей это, к примеру, от 22 до 32 лет) и размеры и массу тела нескольких сотен видов — от микроорганизмов до млекопитающих.

Полученные данные ученые свели вместе и назвали парадигмой равной приспособленности. Согласно этой парадигме, большинство видов растений, животных и микробов, несмотря на совершенно разные размеры тела, местообитание и историю эволюции, одинаково хорошо пригодны к борьбе за существование своего вида. И связан этот феномен с тем, что каждое из живых существ в процессе воспроизводства передает своему потомству примерно одинаковое количество энергии — примерно 22,4 кДж на 1 грамм массы тела, поэтому никто не имеет явного энергетического преимущества.

И это, по словам ученых, означает, что даже самые большие животные, такие как слон или голубой кит, не потребляют для продолжения своего вида больше энергии на 1 грамм своей массы, чем маленькая бактерия. Также парадигма равной приспособленности включает в себя продолжительность жизни и скорость воспроизведения потомства. Если, к примеру, мелкие грызуны быстро размножаются и недолго живут, то и потребленная ими для продолжения вида энергия будет невелика. В то же время слон или кит живут намного дольше грызунов и потребляют для этого гораздо больше энергии, но и размножаются медленно и редко.

Поэтому все живые виды на Земле находятся в равных условиях, потребляя для размножения одинаковое количество энергии, исходя из своей массы и скорости размножения.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ранее ученые доказали, что старение неизбежно с точки зрения математики.