Женщины, пьющие чай, меняются эпигенетически

Шведские ученые из Университета Уппсала обнаружили, что, когда женщины регулярно употребляют чай, это вызывает в их организме изменения эпигенома, связанные с возникновением раковых заболеваний.

Эпигенетика — область генетики, которая изучает изменения в активности генов без изменения нуклеотидной последовательности самой ДНК. Посредством различных эпигенетических механизмов (таких как модификация гистонов и метилирование ДНК, то есть присоединение к ней метильных групп) конкретные гены проявляют свою активность в нужный момент. Особенно важную роль эпигенетика играет в процессе развития организма, когда из совершенно одинаковых клеток эмбриона посредством эпигенетических механизмов появляются клетки печени, глаз, кишечника и других органов. Также эпигеном играет большую роль в поддержании стабильного здоровья человека, и сегодня уже известно множество распространенных болезней, таких как диабет и атеросклероз, которые напрямую связаны с нарушениями эпигенома.

К изменениям эпигенома могут привести различные факторы окружающей среды, привычки (например, курение, употребление алкоголя) и образ жизни. В новой работе шведские ученые проследили, каким образом регулярное употребление чая влияет на эпигеном людей. Предыдущие исследования показали, что кофе и чай могут играть важную роль в уменьшении риска заболевания у людей, так как подавляют активность онкогенов. Также они уменьшают воспаления и др. Как предполагается, эти благоприятные механизмы могут быть опосредованы изменениями метилирования ДНК.

Чтобы это подтвердить, ученые провели исследование метилирования ДНК в геномах 3096 человек. ДНК-метилирование анализировали на 421,695 участках так называемых CpG-островов (то есть компактно расположенных в геноме, связанных вместе нуклеотидов гуанин и цитозин), распределенных по всему геному. Результаты работы показали, что у женщин, регулярно потребляющих чай, имеются эпигенетические изменения в генах DNAJC16 и TTC17, участвующих в опухолевых образованиях и метаболизме женских гормонов, эстрогенов.

У мужчин подобных изменений обнаружено не было. Как пишут ученые, потребление чая снижает уровень именно женских гормонов — эстрогенов, что подчеркивает потенциальную разницу между биологическим ответом на чай у мужчин и женщин.

Таким образом, активные компоненты чая участвуют в процессах, связанных с потенциальным формированием опухолей, а также в метаболизме эстрогенов. Это значит, что последствия для здоровья женщин, связанные с потреблением чая, могут быть вызваны эпигенетическими изменениями.

Однако это исследование само по себе не показывает, полезно или вредно для эпигенетики пить чай. Чтобы это выяснить, необходимы дальнейшие исследования, сообщается в пресс-релизе университета.

Исследование опубликовано в журнале Human Molecular Genetics.

Почему чай стал в ходе своей эволюции таким полезным, читайте на «Чердаке».

Хищная пузырчатка «копит» гены, нужные ей для охоты

Международная группа генетиков расшифровала геном пузырчатки горбатой (Utricularia gibba) и выяснила, что хищное растение миллионы лет накапливало генетический материал, связанный с его необычно быстрым способом охоты.

Пузырчатка горбатая относится к самому крупному роду хищных растений, представители которого встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды. Пузырчатка живет на поверхности воды в теплых водоемах, кроме того, иногда ее выращивают в аквариумах. Растение охотится на рачков-дафний, нематод, личинок комаров и других мелких существ с помощью крошечных пузырьков-ловушек, откачивая из них воду. Жертва касается чувствительных волосков на «сдувшемся» пузырьке, его клапан открывается, и жертву вместе с водой затягивает в ловушку — все это происходит меньше чем за миллисекунду, поэтому пузырчатка считается самым быстрым хищным растением в мире.

В 2013 году группа под руководством Виктора Альберта и Стефана Шустера опубликовала первую расшифровку генома Utricularia gibba: тогда ученые выяснили, что у нее на удивление небольшой и компактный геном, лишь 3% которого составляет «мусорная» или некодирующая ДНК, — это рекорд для известных геномов цветковых растений. Теперь эта же группа провела более детальное исследование, пытаясь понять, как эволюционировала пузырчатка.

«Мы использовали методы биоинформатики, чтобы определить гены, которые у этого вида сохранялись и усиливались, и выделились именно те из них, которые связаны с хищным образом жизни растения», — сказал Альберт, чьи слова приводит пресс-служба Университета штата Нью-Йорк в Буффало.

В частности, ученые нашли в геноме пузырчатки так называемые тандемные повторы — повторяющиеся фрагменты ДНК, которые обычно удаляются в ходе эволюции вида (то есть сохранившиеся повторы, скорее всего, дают организму какое-то эволюционное преимущество). Пузырчатка, по мнению авторов исследования, очень активно редактировала свой геном, так что найденные ими повторы, по-видимому, имеют для растения большое значение. [ ... ]

Условия жизни в детстве влияют на работу генов, связанных с воспалением

Ученые с Филиппин, из Канады и США обнаружили влияние различных факторов, присутствующих в детском возрасте, на степень метилирования (подавления) генов, связанных с воспалением.

Воспаление возникает как ответ иммунной системы на инфекции. Но если в организме происходит сбой, воспаление может разрушать здоровье. Уже установлено, что хронические воспалительные процессы сопутствуют развитию сердечно-сосудистых болезней, ожирения, диабета и аутоиммунных патологий.

Ранее ученые нашли взаимосвязь факторов, возникающих в раннем детстве, и склонности организма человека к воспалениям. Так, у детей, родившихся с низким весом и имевших короткий период кормления грудью, наблюдались повышенные концентрации C-реактивного белка — ключевого биомаркера воспаления. Также было замечено, что повышенные уровни микробов в окружающей ребенка среде, напротив, снижали уровни воспаления в зрелом возрасте. Отсутствие одного родителя или бедность повышали воспаление в зрелом возрасте. В новом исследовании ученые проверили гипотезу, что в основе этой взаимосвязи лежат изменения эпигенома.

В работе были использованы данные о филиппинских детях, проживавших в бедных городских районах, пригороде и удаленных селах. Сбор информации происходил в рамках долгосрочного когортного исследования в середине 80-х годов, а анализ крови был взят у выросших детей спустя два десятилетия. Половина домов, где жили участники исследования, не имели электричества, более чем три четверти использовали воду из открытых источников и менее чем у половины был туалет, соединенный с канализацией. Исследование было направлено на детальную оценку здоровья матерей и младенцев. Матерей, всего 3327 женщин, опрашивали во время беременности и фиксировали все питательные, микробные, психосоциальные и социально-экономические воздействия, имеющие отношение к росту и развитию ребенка.

Затем анализ крови сделали выросшим в этих семьях детям. Ученые обнаружили изменения метилирования ДНК в 10 участках 9 генов, связанных с воспалением. Выяснилось, что бедность и неполные семьи меняли степень метилирования генов, связанных с воспалением, таким образом, что во взрослом возрасте у этих детей наблюдалось повышение уровня воспаления. [ ... ]

Клитория помогла вывести первые синие хризантемы

Японским ученым впервые в мировой практике удалось получить синие хризантемы. Для этого они ввели в геном обычных розовых и красных хризантем два дополнительных гена.

Синие розы, хризантемы и гвоздики — мечта многих флористов. От природы эти цветы не могут быть синего цвета, поскольку у них отсутствует ген, отвечающий за синий пигмент.

Цвет синих цветов обеспечивает класс красящих пигментов — так называемые антоцианины на основе дельфинидина. Поэтому гвоздикам, розам и хризантемам сначала вводили дополнительные копии гена, которые продуцируют флавоноид 3 ', 5'-гидроксилазу (F3'5'H) — ключевой фермент для биосинтеза дельфинидина. Таким образом, за счет гиперэкспрессии гена растения начали вырабатывать этот фермент в больших количествах.

Однако модифицированные таким образом цветы стали фиолетовыми, а не синими. Чтобы они стали синими, синие ферменты (антоцианины и комплексы металлов) нужно было вводить в растения методами метаболической инженерии, то есть запускать в растениях новые метаболические процессы. Это довольно сложная процедура.

Коллективу ученых из нескольких японских институтов удалось это сделать. Для этого к уже генно-модифицированным хризантемам, содержащим фермент F3'5'H, они добавили еще один ген, выделенный из растения клитория и отвечающий за синеву ее цветков. [ ... ]