У одноклеточных водорослей нашли способность обороняться от хищников

Ученые выяснили, что одноклеточные водоросли динофлагелляты обладают способностью распознавать исходящие от питающихся ими ракообразных химические сигналы и реагировать на них вырабатыванием токсичного вещества.

Динофлагелляты являются одноклеточными жгутиконосцами, способными к фотосинтезу, в связи с чем их также называют динофитовыми водорослями. Именно эти микроскопические создания своим размножением у берегов водоемов создают эффект «цветения» воды, или так называемых «красных приливов». Большие количества водорослей служат пищей для веслоногих ракообразных — рачков, размеры тела которых колеблются от одного до десяти миллиметров.

Журнал

Proceedings of the National Academy of Sciences

опубликовал статью, авторы которой выяснили: одноклеточные водоросли-динофлагелляты вида Alexandrium minutum способны защищаться от веслоногих ракообразных при помощи выделения токсичных веществ. Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых выяснили, что организм водорослей распознает исходящие от рачков химические сигналы — молекулы тауролипидов, которые служат связующим звеном между тауринами и жирными кислотами в организме ракообразных.

В ответ на тауролипиды водоросли начинают вырабатывать токсичные вещества, которые должны предохранить их от атак веслоногих ракообразных. Ученые отмечают, что каждый вид ракообразных вырабатывает тауролипиды своего типа. Водоросли оказались способны распознать все типы молекул, однако концентрация вырабатываемых в ответ ядовитых веществ была разной. Биологи предполагают, что подобная «химическая сигнализация», действующая между представителями самых низших ступеней пищевой цепочки, способна оказывать влияние и на более крупных животных: например, яд водорослей может накапливаться в многоклеточных растениях и позже негативно влиять на поедающих их живых существ.

Гибридные животные могут размножаться без участия родительских видов

Ученые выяснили, что некоторые гибридные животные могут иметь потомство, скрещиваясь при этом не с представителями родительских видов, а с такими же гибридами, как и они сами.

Пресс-служба СПбГУ сообщает, что журнал

PLoS ONE

опубликовал статью международной группы ученых под руководством аспиранта СПбГУ Дмитрия Дедуха, которая посвящена механизмам размножения гибридных животных в природе.

Несмотря на то что разнообразие живых организмов в значительной степени поддерживается путем предотвращения скрещиваний с другими видами, такие скрещивания, приводящие к возникновению гибридов у животных и растений, в природе все же происходят. Гибридные животные сочетают в себе признаки обоих родительских видов и нередко отличаются крупными размерами и повышенной выживаемостью. Однако при этом многие гибриды не способны к воспроизводству. Среди них, например, зеброид (гибрид зебры с лошадью, пони или ослом) и леопон (гибрид самца-леопарда с львицей-самкой). Стерильность гибридов связана с особенностями формирования яйцеклеток и сперматозоидов, которые называются гаметами. В отличие от обычных клеток тела, где хромосомные наборы обоих родителей разобщены и функционируют независимо, во время возникновения гамет материнские и отцовские наборы хромосом должны объединиться. У гибридов такое объединение невозможно, так как хромосомы разных видов сильно отличаются друг от друга. [ ... ]

Ученые раскрыли механизм свечения уникального люминесцентного червя из Сибири

Российские ученые расшифровали механизм, который позволяет светиться люминесцентному червю из сибирской тайги. Исследователи уверяют, что полученные ими данные позволяют говорить об открытии нового механизма свечения в природе.
Пресс-служба

ИБХ РАН сообщает, что ученые из Института биоорганической химии РАН и Института биофизики СО РАН под руководством Ильи Ямпольского исследовали механизм, отвечающий за люминесцентные свойства червя

Fridericia heliota

, обнаруженного в сибирской тайге. Чуть больше года назад исследователи сумели раскрыть формулу люциферина – молекулы, которая ответственна за свечение организма. [ ... ]

Ученые выяснили, в каких районах Мирового океана вымирает больше всего животных

Международная группа ученых проанализировала данные о том, с какой скоростью вымирали различные виды морских обитателей на протяжении последних 23 млн лет. Результаты работы показали, что наибольшему риску исчезнуть с лица Земли подвергаются живые организмы из тропических регионов.

Группа исследователей под руководством ученых из Калифорнийского университета в Беркли проанализировала данные, касающиеся скорости исчезновения с лица планеты обитающих в Мировом океане живых существ. Изученная информация касалась 2897 видов организмов, принадлежащих к шести таксономическим группам: брюхоногим, млекопитающим, акулам, двустворчатым моллюскам, морским ежам и каменистым кораллам. Исследованные живые организмы обитали практически во всех регионах Мирового океана.

Журнал