Зарплаты российских ученых перевалили за 100 000 рублей

Однако фонд оплаты труда уменьшился из-за многочисленных сокращений.

Ученые из Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ обобщили данные о среднемесячной заработной плате работников научных организаций в первом полугодии 2018 года. Согласно новым данным, она заметно выросла — более чем в полтора раза. Однако методика учета заработной платы не опубликована, поэтому неясно, идет ли речь именно о заработной плате или о ее сложении с необязательными премиальными выплатами, а равно и со средствами, выделяемыми в рамках грантов. Дополнительные подробности об исследовании доступны на сайте университета.

Согласно данным НИУ ВШЭ, в первом полугодии 2018 года среднемесячная начисленная заработная плата исследователей в научных организациях составила 86 100 рублей, что в 1,7 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Однако заработная плата в научных организациях выросла неравномерно: у научных сотрудников она выросла в 2,1 раза, до 93 700 рублей. Впрочем, сам фонд заработной платы возрос не так сильно, так как ряд сотрудников подвергся сокращению (их стало меньше на 10,6 процента). Среди научных сотрудников медленнее всего росла зарплата у младших научных сотрудников (как правило, их больше, чем остальных, что делает повышение зарплаты именно им наиболее затратным). Она увеличилась лишь 102 процента, в то время как у главных, ведущих и старших научных сотрудников — на 117 процентов.

Меньше всего выросла заработная плата заместителей руководителей научных организаций — всего на четверть, до 107,3 тысячи рублей. При этом общий фонд заработной платы для них даже уменьшился, поскольку их число сократили сразу на 26,4 процента. В результате сократился разрыв в оплате труда руководителей и научных сотрудников. В первом полугодии прошлого года зарплата научных сотрудников составляла 28,6 процента от зарплаты руководителей научных организаций, а в январе — июне 2018 года — уже 71,2 процента.

Такой серьезный рост формальных показателей заработной платы в научных учреждениях вызван главным образом указом Президента России № 597 от 7 мая 2012 года (так называемой майский указ) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». По нему к 2018 году средняя заработная плата научных сотрудников должна быть повышена до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Разумеется, на протяжении всех этих лет зарплату научным сотрудникам повышать особо не спешили, поэтому сейчас, чтобы выполнить требования указа, ее приходится увеличивать именно таким, весьма резким скачком.

Археологи обнаружили древнейший в мире рисунок

Ученым достался только фрагмент более крупного изображения, сделанного 73 тысячи лет назад.

Исследователи из Норвегии, Франции и Швейцарии провели анализ находки из пещеры Бломбос в Южной Африке. Выяснилось, что это древнейшее известное на сегодня изображение, сделанное человеком. Хотя сохранившийся фрагмент выглядит довольно просто, общее изображение могло быть сложнее. Большой возраст находки указывает, что человек занялся художественным искусством не менее 73 000 лет тому назад. Соответствующая статья опубликована в Nature.

Авторы работы изучили фрагмент камня, состоящего из силькрета (кремнистая порода) со следами линий охры. Камень меньше 39 миллиметров и несет явные следы раскалывания. По всей видимости, изначально он, как и изображение на нем, был гораздо больше. Возможно, рисунок был сравнительно сложным, но понять, насколько именно, невозможно: обломок лежал отдельно, других фрагментов ранее обнаружено не было. Возможно, остальные части камня с изображением были унесены в другое место людьми, обитавшими в пещере в древности.

Исследование под микроскопом показало, что поверхность камня необычайно гладкая для силькрета, как будто отшлифованная, а поры забиты мельчайшими частицами охры. Из этого можно сделать вывод, что камень использовали для растирания минеральной охры. Слой, из которого извлечен каменный обломок, надежно датирован возрастом в 73 000 лет (стратиграфическим методом).

Изображение: Henshilwood et al. / Nature

Слепые грызуны живут дольше собратьев благодаря наивности

Их иммунитет остается вечно молодым.

Исследователи из Института биоорганической химии РАН, Приволжского исследовательского медицинского университета и других исследовательских учреждений России, Чехии и Израиля сравнили репертуары Т-клеточных рецепторов слепышей (Spalax spp.), домовых мышей (Mus musculus) и людей (Homo sapiens). Оказалось, что у слепышей, в отличие от обычных грызунов и от человека, вплоть до самого преклонного возраста практически не снижается процент наивных Т-клеток (Т-лимфоцитов), за счет которых организм может справляться с теми инфекциями, с которыми он ранее не сталкивался. Препринт научной статьи опубликован на сайте bioRxiv.

По мере старения организма падает эффективность работы многих его систем, в том числе иммунной. Это особенно хорошо видно на примере приобретенного иммунитета, во многом обеспечиваемого Т-клетками. Эти клетки образуются и созревают в вилочковой железе — тимусе. У человека эти процессы активно идут примерно до 20 лет, у мышей — до 3 месяцев. В более старшем возрасте у обоих видов тимус существенно уменьшается в размерах. Все Т-клетки, имевшие контакт с чужеродными веществами и организмами, приобретают «специализацию» — учатся быстро реагировать на возбудителей конкретного заболевания. Но учитывая, что во взрослом возрасте новых Т-клеток почти не образуется, наивных Т-лимфоцитов в отдельно взятом организме с течением времени становится все меньше. В результате теряется способность обучаться быстрому ответу на новые, ранее неизвестные инфекции.

Некоторые млекопитающие, такие как голые землекопы (Heterocephalus) и слепыши (Spalax), отличаются большой для своего размера (масса не более нескольких сотен граммов) продолжительностью жизни (20—30 лет) и необычной траекторией старения. Например, по сравнению с людьми и многими другими зверями они гораздо меньше склонны к злокачественным опухолям в преклонном возрасте. Авторы новой статьи предположили, что помимо «устойчивости» к раку грызуны-долгожители могут обладать нестареющими Т-клетками. Поскольку состояние Т-лимфоцита определяется репертуаром Т-клеточных рецепторов (ТКР), понять, какой процент Т-клеток наивен и еще способен обучаться ответам на новые инфекции, можно в результате анализа репертуаров ТКР лимфоцитов конкретного организма. При прочих равных разнообразие ТКР выше при большом количестве наивных Т-клеток, так как еще неизвестно, какие из видов этих рецепторов пригодятся в борьбе с инфекциями, а какие нет.

Анализ репертуара Т-клеточных рецепторов ученые провели у организмов двух видов — пойманных и проживших от нескольких месяцев до 17,5 лет в неволе слепышей и свободных от специфических патогенов лабораторных мышей линии C57Bl/6. У этих животных изымали селезенку, фильтровали содержащиеся в ней Т-лимфоциты и секвенировали содержащиеся в них гены различных фрагментов ТКР. Аналогичные результаты для Т-лимфоцитов периферической (взятой из капилляров) крови человека получили из предыдущих работ. [ ... ]

Остатки уничтоженных черными дырами звезд изучат с помощью струй плазмы

Расчеты астрономов можно будет проверить наблюдениями за поведением релятивистских джетов.

Исследователи из Физического института им. П.Н. Лебедева РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с коллегами из Великобритании рассчитали процессы, происходящие после разрушения звезды, слишком сильно сблизившейся с гигантской черной дырой. Оказалось, что после этого должен возникнуть диск из газа и пыли, наклоненный относительно оси вращения самой черной дыры. Соответствующая статья направлена на публикацию в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Вопрос о том, как именно крупные черные дыры поглощают объекты из межзвездной среды, — один из наиболее сложных для изучения, поскольку такие события часто закрыты от телескопов газопылевыми преградами. Между тем без его прояснения нельзя корректно воссоздать процессы эволюции сверхмассивных черных дыр, а значит, и эволюции галактик, в центре которых они находятся.

Авторы новой работы провели расчеты процессов, протекающих после разрушения типичной звезды, подошедшей слишком близко к черной дыре. Как уже довольно давно ясно астрономам, поглощение вещества бывшей звезды после ее уничтожения приливными силами от сверхмассивной черной дыры идет не напрямую. Вначале должен образоваться аккреционный диск из газа и пыли, ранее входивших в состав звезды. Исследователи попытались рассчитать поведение этого диска и то, какие доступные для земных телескопов явления с ним происходят.

Оказалось, что на ранней стадии существования такого «постзвездного» диска он ведет себя достаточно своеобразно. Во-первых, почти во всех случаях угол наклона диска относительно оси вращения черной дыры (считается, что практически все черные дыры должны вращаться) будет весьма значительным — для близко расположенного наблюдателя такой диск выглядел бы «косым». Во-вторых, в реальности диск в начале своей эволюции не может быть единым. Та его часть, что ближе к черной дыре, будет более горячей и «толстой», чем внешняя, более холодная часть диска. Кроме того, со временем зазор между двумя частями аккреционного диска должен значительно возрасти — иными словами, он разделится надвое, а затем внешний и внутренний диски начнут удаляться друг от друга. [ ... ]