Заражение плоскими червями поможет астматикам и диабетикам

Вещества, выделяемые возбудителями описторхоза, эффективно управляют интенсивностью иммунных реакций, а также влияют на метаболизм человека.

Международная коллаборация научных групп по изучению описторхоза на базе Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) выяснила на модельных животных, что заражение паразитическими плоскими червями может ослабить астму. Исследователи надеются использовать эти данные для улучшения состояния астматиков — а в перспективе и диабетиков — без непосредственного заражения гельминтами, пишет «Наука в Сибири». Исследование поддержано Российским научным фондом.

Описторхоз — это заражение плоскими червями, известными как сибирские двуустки. Обычно оно происходит при поедании слабо термически обработанной рыбы. В новой работе биохимики провели эксперимент, заразив такими червями золотистых хомячков. Затем они тщательно изучили продукты метаболизма как паразитов, так и хозяина. Описторхи в ходе своей жизнедеятельности производят пигмент гемоизин, а так как эти гельминты живут в печени, то гемоизин накапливается в желчных протоках, постепенно закупоривает их и остается в организме.

Из исследований малярии ранее уже стало известно, что гемоизин играет ключевую роль в изменении иммунных реакций организма хозяина. В частности, его избыток ведет к блокированию ряда чрезмерных реакций иммунной системы. В опытах с хомячками выяснилось, что при описторхозе улучшается течение астмы. Однако в принципе с его помощью можно влиять не только на ход данного заболевания. Ученые предполагают, что этот пигмент позволит корректировать и другие нарушения иммунной системы, характерные, например, для аллергических заболеваний.

По словам исследователей, понимая, как описторхи влияют на метаболические пути организма хозяина, можно управлять и метаболическими процессами при сахарном диабете и ожирении. Результаты экспериментов помогут в разработке препаратов под конкретные молекулярные мишени, чувствительные к гемоизину, а также новых методов диагностики.

Впрочем, пока исследование только на начальном этапе — много еще предстоит уточнить. Ученые уже обнаружили, что у самцов и самок хомяков процессы, управляемые гемоизином, происходят по-разному, но почему конкретно, пока не вполне ясно. В дальнейшем образцы биологических жидкостей, полученные в ходе экспериментов, планируется направлять для дополнительных исследований в Нидерланды.

Российские биологи «взломали» защиту устойчивых к лекарствам грибков

В МГУ обнаружили новые элементы устойчивости патогенных грибов к противогрибковым лекарственным препаратам.

Среди грибов, как и среди бактерий, распространяется устойчивость к медицинским препаратам. Ученые из НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского (НИИФХБ) МГУ исследовали их реакцию на вещества, потенциально способные отключить центральный механизм этой защиты, однако неожиданно обнаружили новые «линии обороны». Липофильные катионы, которые нейтрализуют белки, удаляющие из клеток опасные токсины, усиливают производство этих белков, сводя на нет эффективность лекарств. Об этом биологи пишут в статье, опубликованной журналом Scientific Reports.

Проблема распространения устойчивости бактерий к антибиотикам становится актуальнее с каждым годом. Параллельно им и многие патогенные грибы вырабатывают средства защиты от использующихся в медицине препаратов-антимикотиков. Один из таких механизмов использует АВС-переносчики (ABC Transporters) — мембранные белки обширного и весьма древнего семейства. У прокариот они обеспечивают поглощение веществ из окружающей среды, а клеткам эукариот позволяют избавляться от токсинов, выбрасывая их наружу.

Появление АВС-белков, способных транспортировать через мембрану наружу молекулы разных противогрибковых препаратов, обеспечивает грибам множественную устойчивость к действию лекарств и делает лечение малоэффективным. Ученые ищут средства обойти эту защиту, и несколько лет назад Дмитрий Кнорре и его коллеги из НИИФХБ МГУ обнаружили, что для этого можно использовать алкил-родамины. Эти соединения широко используются в качестве безвредных флуоресцентных красителей, легко проникая через мембраны. Однако АВС-белки принимаются активно выводить их из цитоплазмы наружу, что позволяет загрузить их ненужной работой, а молекулам антимикотика — накапливаться в клетках.

Как правило, этот процесс ведет к запуску нового ответа клетки: обнаружив избыток потенциально опасных веществ, она усиливает синтез АВС-переносчиков. Однако ученые предполагали, что алкил-родамины не должны вызвать этой дополнительной реакции, так как липофильные, несущие слабый положительный заряд молекулы быстро пробираются и накапливаются в отрицательно заряженных митохондриях. Их концентрация в цитоплазме остается не слишком велика. [ ... ]

Космос плохо повлиял на состав человеческой мочи

Через считанные недели в невесомости клетки, выстилающие сосуды человека, начинают активно адаптироваться к новым условиям.

Ученые из Института медико-биологических проблем РАН, Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, Института энергетических проблем химической физики РАН и МФТИ проанализировали изменения в составе мочи космонавтов на МКС и обнаружили в ней признаки повреждения кровеносных и лимфатических сосудов, сообщает «Наука в Сибири».

Как известно, в моче здорового человека количество белка колеблется от 40 до 80 миллиграммов в сутки. Если его больше, то диагностируют протеинурию, причиной которой могут быть различные проблемы организма, так или иначе ведущие к нарушению почечной фильтрации.

В новой работе ученые исследовали мочу 21 космонавта, которую собирали в три приема: перед полетом, на первые и на седьмые сутки после приземления. Образцы мочи подвергались хромато-масс-спектрометрическому анализу. Всего ученым удалось выделить 200 различных белков, присутствующих в урине покорителей космоса. 17 из них оказались функционально связаны с эндотелием — клетками, выстилающими внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов.

Установить это позволило особое программное обеспечение — так называемые генные сети, создаваемые в ИЦиГ Сибирского отделения РАН. «Вершиной» в узлах такой сети является ген. Если белок, который нарабатывается одним геном, взаимодействует с белком, кодируемым другим геном, сеть считает, что между этими генами есть связь. В данном случае все 17 фрагментов белков были связаны с эндотелием. [ ... ]