Заражение плоскими червями поможет астматикам и диабетикам

Вещества, выделяемые возбудителями описторхоза, эффективно управляют интенсивностью иммунных реакций, а также влияют на метаболизм человека.

Международная коллаборация научных групп по изучению описторхоза на базе Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) выяснила на модельных животных, что заражение паразитическими плоскими червями может ослабить астму. Исследователи надеются использовать эти данные для улучшения состояния астматиков — а в перспективе и диабетиков — без непосредственного заражения гельминтами, пишет «Наука в Сибири». Исследование поддержано Российским научным фондом.

Описторхоз — это заражение плоскими червями, известными как сибирские двуустки. Обычно оно происходит при поедании слабо термически обработанной рыбы. В новой работе биохимики провели эксперимент, заразив такими червями золотистых хомячков. Затем они тщательно изучили продукты метаболизма как паразитов, так и хозяина. Описторхи в ходе своей жизнедеятельности производят пигмент гемоизин, а так как эти гельминты живут в печени, то гемоизин накапливается в желчных протоках, постепенно закупоривает их и остается в организме.

Из исследований малярии ранее уже стало известно, что гемоизин играет ключевую роль в изменении иммунных реакций организма хозяина. В частности, его избыток ведет к блокированию ряда чрезмерных реакций иммунной системы. В опытах с хомячками выяснилось, что при описторхозе улучшается течение астмы. Однако в принципе с его помощью можно влиять не только на ход данного заболевания. Ученые предполагают, что этот пигмент позволит корректировать и другие нарушения иммунной системы, характерные, например, для аллергических заболеваний.

По словам исследователей, понимая, как описторхи влияют на метаболические пути организма хозяина, можно управлять и метаболическими процессами при сахарном диабете и ожирении. Результаты экспериментов помогут в разработке препаратов под конкретные молекулярные мишени, чувствительные к гемоизину, а также новых методов диагностики.

Впрочем, пока исследование только на начальном этапе — много еще предстоит уточнить. Ученые уже обнаружили, что у самцов и самок хомяков процессы, управляемые гемоизином, происходят по-разному, но почему конкретно, пока не вполне ясно. В дальнейшем образцы биологических жидкостей, полученные в ходе экспериментов, планируется направлять для дополнительных исследований в Нидерланды.

Прожорливые мухи живут меньше своих «постящихся» сородичей

Быстро умирающие дрозофилы линии Dahomey едят больше и чаще, чем долгоживущие насекомые линии Oregon R.

Сотрудники Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (г. Пущино) совместно с коллегами из нескольких европейских стран выявили ключевые отличия физиологии дрозофил с различной продолжительностью жизни. Оказалось, что у короткоживущих мух более активны гены сигнального пути TOR (мишень рапамицина), регулирующие рост и деление клеток, а также сигнальная система октопамина — вещества, провоцирующего пищевое поведение. Научная статья опубликована в The Journals of Gerontology Series A.

Старение — многофакторный процесс, и большую роль в нем, несомненно, играют гены организма и их активность. Чтобы выявить различия в строении и экспрессии генов у короткоживущих и долгоживущих особей одного и того же вида, обычно используют организмы инбредных линий — таких, в которых все особи на протяжении многих поколений приходятся друг другу близкими родственниками. Это почти наверняка влияет на генетическую картину их старения. Чтобы избежать искажений, вызванных использованием близкородственных особей, авторы нового исследования использовали так называемые аутбредные линии мух вида Drosophila melanogaster. Все насекомые в пределах одной такой линии обладают нужными ученым признаками, но при этом не являются близкими родственниками. Если у них при этом обнаруживаются одни и те же варианты генов, можно смело утверждать, что данные гены действительно играют роль в исследуемых процессах (в данном случае старения и продолжительности жизни).

В новой работе изучали две аутбредные линии дрозофил — Dahomey и Oregon R. Самки Dahomey живут 74—79 дней — меньше, чем представительницы своего вида в среднем. Самки Oregon R, напротив, по сравнению с остальными Drosophila melanogaster долгожительницы: они умирают обычно в возрасте 81—86 дней. На момент начала эксперимента всем мухам исполнилось по 10 дней, то есть насекомые были вполне молоды и пока не проявляли никаких признаков старения. 20 из них посадили в закрытые сосуды без еды и воды и оценивали, сколько особей останется в живых через 16, 20 и 24 часа после голодного заточения. Еще 240 самок умертвили специально, без периода голодания. У них от тела отделили грудь и голову и измерили содержание там различных липидов, углеводов, белков и нуклеиновых кислот. Из последних учитывали главным образом РНК: количество их молекул отражало активность гена, с которого эти РНК были считаны.

Выяснилось, что состояние мембран клеток и митохондрий, а также активность генов в организмах дрозофил двух линий существенно отличаются. Интенсивность экспрессии 3939 генов у дрозофил Dahomey отличалась от таковой у Oregon R. Из них 1970 работали активнее, а 1969 — слабее, чем у мух Oregon R. Среди особенно сильно экспрессирующихся генов были те, что усиливают работу сигнального пути TOR. Он стимулирует деление и рост клеток, а также процессы старения. Кроме того, в клетках короткоживущих мух была окислена большая доля липидов, чем у дрозофил-долгожителей, то есть степень окислительного стресса клеточных мембран у них была выше. Также в клетках Dahomey обнаружили повышенное содержание октопамина — сигнального вещества, провоцирующего пищевое поведение, особенно в условиях недостатка пищи. Наконец, мухи короткоживущей линии в среднем раньше погибали от голода, чем самки Oregon R. [ ... ]

Дети начали краснеть от вируса уже несколько тысяч лет назад

Ученые расшифровали геном парвовируса B19 — один из самых древних известных вирусных геномов.

Исследователи из России, Киргизии, Канады и ряда европейских стран прочли геномы человеческого парвовируса B19 возрастом 500—6900 лет. Полученные данные показали, что этот вирус, вызывающий инфекционную эритему у детей и боли в суставах у взрослых, поражает людей уже более 12 000 лет, а не полтора века, как считали раньше. Научная статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Возраст большинства расшифрованных на данный момент вирусных геномов не превышает 50 лет. ДНК и РНК вирусов из более старых биологических материалов получают редко, так как эти молекулы в силу своих небольших размеров сохраняются хуже, чем ДНК и РНК людей и других животных. Но это не означает, что все вирусы, инфицирующие в настоящее время людей, научились делать это совсем недавно. Поэтому авторы новой работы подвергли сомнению факт, что самый массовый подтип парвовируса B19, особенно часто поражающий детей, стал инфицировать наш вид только в 1960-х годах, а общий предок всех ныне существующих B19 появился лишь в начале XIX века. А именно такие оценки давали исследователи по итогам анализа геномов парвовирусов B19 возрастом 70 лет и менее.

Авторы новой статьи получили фрагменты 10 геномов парвовирусов B19 из костей и зубов человеческих останков, обнаруженных в Киргизии, России, Польше, Гренландии, Швеции, Чехии и Великобритании. Возраст находок составлял от 544 до 6862 лет. Наиболее полно (99,7 процента ДНК сохранилось) геном парвовируса был представлен у образца из Киргизии возрастом 1518 лет, наименее полно (63,9 процента ДНК сохранилось) — у находки с берегов озера Байкал (урочище Шаманка) возрастом 4146 лет. Ученые сопоставили полученные последовательности нуклеотидов ДНК парвовируса B19. Так они оценили, какие мутации в геноме этого вируса появились раньше, какие — позже, а также когда приблизительно он начал инфицировать Homo sapiens.

По подсчетам исследователей, последний общий предок всех десяти найденных вариантов парвовируса B19 существовал около 12,6 тысячи лет назад. Сейчас встречаются три подтипа парвовируса B19, из них чаще всего причиной заболеваний у людей служит вирус первого подтипа. Анализ геномов древних парвовирусов показал, что в виде, близком к современному, он появился более 6,8 тысячи лет назад, а не в 1960-х, как показывали результаты более ранних исследований. Такую оценку возраста парвовируса B19 первого подтипа дали на основании скорости мутаций, происходящих в его ДНК. Учитывая незначительный процент различий между геномами вирусов возрастом 500—6900 лет, эта скорость гораздо ниже, чем считали другие исследователи парвовирусов. [ ... ]

Космос плохо повлиял на состав человеческой мочи

Через считанные недели в невесомости клетки, выстилающие сосуды человека, начинают активно адаптироваться к новым условиям.

Ученые из Института медико-биологических проблем РАН, Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, Института энергетических проблем химической физики РАН и МФТИ проанализировали изменения в составе мочи космонавтов на МКС и обнаружили в ней признаки повреждения кровеносных и лимфатических сосудов, сообщает «Наука в Сибири».

Как известно, в моче здорового человека количество белка колеблется от 40 до 80 миллиграммов в сутки. Если его больше, то диагностируют протеинурию, причиной которой могут быть различные проблемы организма, так или иначе ведущие к нарушению почечной фильтрации.

В новой работе ученые исследовали мочу 21 космонавта, которую собирали в три приема: перед полетом, на первые и на седьмые сутки после приземления. Образцы мочи подвергались хромато-масс-спектрометрическому анализу. Всего ученым удалось выделить 200 различных белков, присутствующих в урине покорителей космоса. 17 из них оказались функционально связаны с эндотелием — клетками, выстилающими внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов.

Установить это позволило особое программное обеспечение — так называемые генные сети, создаваемые в ИЦиГ Сибирского отделения РАН. «Вершиной» в узлах такой сети является ген. Если белок, который нарабатывается одним геном, взаимодействует с белком, кодируемым другим геном, сеть считает, что между этими генами есть связь. В данном случае все 17 фрагментов белков были связаны с эндотелием. [ ... ]