Заикание связано с недостатком кровоснабжения в одном из отделов мозга

Ученые из нескольких американских университетов установили связь между интенсивностью кровоснабжения участка головного мозга, отвечающего за речь, и заиканием у детей и взрослых.

Заиканием называют расстройство беглости речи. Страдающий заиканием человек вынужден многократно повторять один и тот же звук, слог или односложное слово, произнести следующее слово у него при этом не получается. Обычно заикание проявляется в раннем детстве. С возрастом человек, как правило, заикается все меньше.

Чтобы установить, активность каких нейронов головного мозга отвечает за заикание, ученые измерили интенсивность кровоснабжения головного мозга у страдающих заиканием и у здоровых людей. Интенсивность мозгового кровотока хорошо подходит для изучения работы мозга, поскольку от снабжения мозговых клеток кислородом и питательными веществами напрямую зависит активность нейронов.

При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) ученые обследовали 26 взрослых человек, страдающих заиканием, и 36 здоровых взрослых людей. Исследователи использовали безопасную для здоровья технологию меченых артериальных спинов, при которой воду в составе крови интересующего ученых участка органа намагничивают, что снижает интенсивность MR-сигнала. Снимки этого участка становятся более или менее интенсивными и контрастными в зависимости от намагниченности. Технология позволяет исследовать кровоснабжение головного мозга без использования контрастного вещества.

На основании данных, полученных при помощи фМРТ, ученые построили статистическую параметрическую карту головного мозга человека, страдающего заиканием, и карту мозга здорового человека. Сравнив эти карты, ученые выяснили, что у страдающих заиканием взрослых людей снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока, который отвечает за произнесение слов.

Одновременно с этим выяснилось, что интенсивность мозгового кровотока находится в обратной зависимости от степени тяжести заикания. Чем тяжелей заикание, тем меньше приток крови к центру Брока. После повторения исследования на группе детей результаты не изменились.

Исследование калифорнийских ученых позволило получить документальные свидетельства, подтверждающие более раннюю гипотезу о том, что центр Брока участвует в лексическом поиске, синтаксической обработке и в озвучивании слов. Возможно, новые данные помогут разработать методику, которая позволит более эффективно лечить заикание у детей и взрослых.

Исследование опубликовано в журнале Human Brain Mapping.

С заиканием у человека также связан определенный ген. Чтобы лечить это заболевание, ученые вывели особую линию лабораторных мышей с мутацией в этом гене.

Создан герметик для ран, которые нельзя зажимать

Химики из Бостонского университета и Медицинского центра Бет-Изрейел (США) создали гель, помогающий останавливать кровотечение в ранах, когда нельзя накладывать жгут или зажимать кровоток.

Часто смерть от ранения вызвана кровотечением, которое нельзя остановить обычным способом, наложив жгут или тугую повязку (например, кровотечение из аорты или внутриполостное). Такие раны человек чаще получает в условиях военных действий или находясь вдали от цивилизации, и критически важно остановить кровопотерю, пока раненого не доставят в больницу.

Идеальный материал для остановки кровопотери должен исключать давление на поврежденные сосуды, подходить для остановки внутриполостного кровоизлияния, обладать механической гибкостью, чтобы повторить форму раны. Также необходимо, чтобы его можно было убрать без хирургического вмешательства.

Американские химики разработали именно такой материал. Это гидрогель на основе макромономера (тиоэфир) и вещества-«сшивателя» на основе полиэтилен-гликоля (ПЭГ). Тиоэфир — сложный эфир тиола, сернистого аналога спирта. Вещество-«сшиватель» — это ПЭГ-малеимид. Его часто используют в реакциях с тиолами.

Чтобы приготовить такой гель, необходимо смешать водные растворы двух компонентов в пропорции 1:1. При комнатной температуре они образуют гель за одну секунду. [ ... ]

Нематоды обретают опыт по мере взросления

Ученые из США проверили, как черви находят путь к еде по запаху, и заметили, что молодые особи тратят на движение к еде больше времени, чем взрослые.

Ученые из Института биологических исследований Солка обратили внимание, что молодые и взрослые особи самых разных видов животных по-разному реагируют на запахи еды. Чтобы исследовать, как поведение отличается на уровне активности нейронов, ученые использовали обычный в исследованиях нервной деятельности модельный организм — нематоду Caenorhabditis elegans. Нервная система этого круглого червя состоит из всего лишь 302 нейронов, и совокупность нервных связей между ними полностью расшифрована, а мозг нематоды даже заснят в процессе работы.

Ученые помещали червей разного возраста в чашку, в которой были две капли жидкостей: одна пахла диацетилом (этому веществу обязан своим запахом, например, попкорн), а другая имела нейтральный запах. Запах диацетила у червей, как и у человека, связан с едой, так что он привлекает их внимание. Ученые обнаружили, что, почувствовав запах, молодые черви ведут себя совсем не так, как взрослые: они ползают по чашке и тратят много времени на путь к капле, если вообще добираются до нее, тогда как взрослые черви безошибочно ползут на запах кратчайшим путем.

Оказалось, что и у взрослых, и у молодых червей в ответ на запах включается одна и та же пара нейронов, которые называются AWA, но у молодых особей для ее активации концентрация диацетила должна быть больше. Кроме того, у взрослых в ответ на запах активируются еще три парных нейрона — AWB, ASK и AWC, чего у молодняка не происходит.

По мнению ученых, из того, что набор генов и нейронов у всех нематод абсолютно одинаковый, следует, что разница в реакции объясняется опытом. Нематоды обучаются по мере взросления, между их нейронами образуются новые связи и способы реагирования. По словам ученых, результаты показывают пластичность мозга, благодаря которой молодые особи адаптируются к изменяющейся среде, с тем чтобы, повзрослев, быстрее находить еду и использовать ресурсы эффективнее. [ ... ]

Японский макак попытался спариться с самкой оленя

Ученые из Японии и Франции впервые зафиксировали попытку самца макаки спариться с самкой оленя и попытались объяснить это явление.

Ученые записали на видео, как самец макаки взобрался на олениху верхом и стал совершать фрикции. После этого он спрыгнул и ушел, оставив, по словам ученых, на спине самки свой эякулят, который олениха слизала. Самец макаки отгонял от оленихи других обезьян, но сам пытался взобраться и на других олених, впрочем, безуспешно — они от него убегали.

Несостоявшийся межвидовой половой акт ученые увидели на острове Якусима на юге Японии. На этом острове популяции японских макак Macaca fuscata yakui и пятнистого оленя Cervus nippon yakushimae живут в тесном взаимодействии: олени едят фрукты, которые обезьяны срывают с деревьев и бросают вниз, а также поедают экскременты макак. Кроме того, макаки чистят оленей и нередко забираются им на спину, не пытаясь при этом с ними спариться.

Ученые не раз фиксировали межвидовые половые контакты в природе. Как правило, они случаются между представителями близких видов, например у дельфинов. Случаи полового поведения у дальних видов, как правило, оканчиваются плохо. Так, известно, что морские котики насилуют, а потом поедают императорских пингвинов. [ ... ]