«Юйту-2» вышел из спячки на обратной стороне Луны и сделал первые фотографии

Также Китайское национальное космическое управление опубликовало несколько фотографий и видео с борта спускаемого аппарата «Чанъэ-4»

Китайский луноход «Юйту-2», приостанавливавший свою активность на то время, что над бассейном Южный полюс — Эйткен стояло в зените солнце, успешно вышел из «спячки» 10-го января в 17:14 по пекинскому времени (12:14 по Москве). Сегодня китайские журналисты получили первые фотографии с борта лунохода и аппарата «Чанъэ-4»

«Юйту-2» 4-го января выкатился из спускаемого аппарата «Чанъэ-4», что прилунился за день до этого, став первым рукотворным объектом на обратной стороне Луны, и шесть дней выдерживал паузу перед тем, как включить все свои системы.

Сегодня китайский канал CGTN показал сюжет, в котором были использованы первые фотографии с борта лунохода — он снял «Чанъэ-4» — и панорамное фото 360° окрестностей места посадки, сделанное с самого спускаемого аппарата, на котором «Юйту-2» добрался до Луны.

Источник: агентство «Синьхуа» / russian.news.cn

Также Китайское национальное космическое управление опубликовало видеозапись посадки «Чанъэ-4» на естественный спутник Земли.

«Юйту-2» проехал первые метры по поверхности Луны

Предыдущий китайский луноход смог пройти только 150 метров по естественному спутнику Земли

Луноход «Юйту-2» (дословно «Нефритовый кролик 2»), прибывший вчера на Луну с китайским аппаратом «Чанъэ-4», проехал сегодня первые метры.

«Это маленький шажок для лунохода, но огромный прыжок для китайской нации», — использовал парафраз знаменитых слов Нила Армстронга главный конструктор Китайской программы по освоению Луны У Вэйжэнь, общаясь с прессой. Его коллега, создатель лунохода Шень Чжэньжун, также отметил, что поверхность под колесами «Юйту-2» «мягкая» и поездка по ней «напоминает прогулку по снегу».

Камера «Чанъэ-4» прислала снимок первых следов, оставленных «Юйту-2» на поверхности обратной стороны Луны. Шестиколесный луноход габаритами 1,5х 1х1 метр и массой 140 килограммов имеет две системы энергообеспечения — от солнечных батарей и от радиоизотопного термоэлектрического генератора, который позволит ему продолжать работать даже в ночное время.

Читайте также: Год Луны по восточному календарю. Виталий Егоров — о том, какие лунные миссии в 2019 году прилетят с Азиатского континента [ ... ]

На Луне проросло семечко хлопка

Это часть эксперимента, проводимого Университетом Чунцин, по созданию «мини-биосферы» в лунных условиях

Китайские информагентства показали этой ночью фотографии ростка хлопка, который дало одно из семян на борту «Чанъэ-4». Семена этого растения вместе с семенами рапса, картофеля, арабидопсиса, яйцами дрозофил и дрожжами находятся в герметичной камере на борту аппарата — это часть эксперимента, проводимого Чунцинским университетом, по созданию на естественном спутнике Земли «мини-биосферы».
CNSA / XHNews / twitter

Судя по фотографиям, хлопок начал прорастать на третий день своего пребывания на Луне, 6 января, а к 12-му числу его росток уже уверенно высился над «почвой» в экспериментальной камере.

Китайская автоматическая станция «Чанъэ-4», на борту которой проросло первое в истории «лунное» растение, — первый аппарат на обратной стороне Луны. Он совершил посадку в кратере Ка́рман 3 января 2019 года. На его борту помимо контейнера с «мини-биосферой» находился луноход «Юйту-2», который выкатился на поверхность Луны 4 января, а 10-го вышел из «спячки» и уже сделал первые фотографии окрестностей места посадки «Чанъэ-4».

Юйту-2
Юйту-2 | CSNA / XHNews / twitter
Чанъэ-4
Чанъэ-4 | CSNA / XHNews / twitter
Макет «Радиоастрона»Vitaly V. Kuzmin/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

«Радиоастрон» перестал откликаться на команды с Земли

Однако косвенные признаки указывают на то, что научное оборудование на борту действует

В ходе штатного сеанса связи в прошедший четверг специалистам НПО им. Лавочкина не удалось передать на борт телескопа «Радиоастрон» циклограмму с управляющими командами, а также получить телеметрию со спутника. После этого предпринимались еще три попытки связаться с телескопом, которые также окончились неудачей. Следующая попытка произойдет 13 января в 14:00 по Москве.

О неполадках на борту крупнейшего радиотелескопа в мире стало известно «Газете.ру», корреспонденты которой в пятницу беседовали с руководителем научной программы «Радиоастрона», академиком Юрием Ковалевым. Тот рассказал журналистам о том, что сеанс связи в четверг закончился ничем и что, по данным с обсерватории в Грин-Бэнк, научная аппаратура на борту телескопа работает.

В субботу ТАСС задал несколько вопросов руководителю проекта и директору ФИАН, академику Николаю Кардашеву. Тот подчеркнул, что «сказать, что аппарат вышел из строя, нельзя», поскольку «сигналы от него есть», и стоит говорить скорее о том, что специалисты НПО им. Лавочкина, отвечающие за управление орбитальным радиотелескопом, «пока не могут разобраться с управлением».

«Радиоастрон» — единственный отечественный проект в космосе, направленный на фундаментальные астрофизические исследования. Телескоп занимается интерферометрическими наблюдениями активных ядер галактик, пульсаров, квазаров и других объектов космологического масштаба. Он был выведен на эллиптическую орбиту Земли в 2011 году и с тех пор продолжал выполнять научную программу, а срок его работы неоднократно продлевался. Последний раз «выход на пенсию» аппарата перенесли на конец 2019 года. Как отметил в разговоре с «Газетой» Ковалев, неполадки с управлением телескопом уже случались, поэтому, хотя и нынешняя проблема явно серьезна, ученые не теряют надежды на благополучное разрешение ситуации.