Японцы посадили маскота на астероид

Посадочный модуль MASCOT проработает недолго, но за это время должен передать на «Хаябусу-2» ценную научную информацию.

Аппарат MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), изготовленный в сотрудничестве аэрокосмическими агентствами Германии и Франции, успешно сел на небольшой километровый астероид Рюгу. Посадка из-за крайне слабой гравитации астероида проходила нестандартным образом — например, совсем не использовались ракетные двигатели. О происходящем сообщает аэрокосмическое агентство Германии (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt).

MASCOT отделился от «Хаябуса-2», а затем медленно спустился вниз под действием гравитации Рюгу. В момент отделения высота аппарата над поверхностью была примерно 50 метров. Падение MASCOT с такой высоты длилось 20 минут. Любая попытка использовать двигатели для посадки была бы крайне сложной: их импульс в случае небольшой ошибки в расчетах мог бы еще выше поднять аппарат над небесным телом. При этом скорость, набранная модулем в свободном падении, была очень умеренной и не могла ему повредить.

В процессе спуска MASCOT сделал два десятка снимков поверхности астероида, а кроме того, успешно замерил его магнитное поле. До сих пор оставалось не вполне ясным, могут ли такие тела его иметь, однако магнитометр аппарата зарегистрировал слабое магнитное поле. По всей видимости, оно возникло из-за бомбардировки Рюгу частицами солнечного ветра. Кроме магнитометра и камеры на борту аппарата есть инфракрасный микроскоп и радиометр. Они позволят узнать состав поверхности астероида и идущие на нем процессы.

MASCOT в отличие от двух «планетопрыгов» японского производства, ранее спущенных на астероид «Хаябусой», не имеет солнечных батарей. Поэтому, когда кончится заряд его бортовых аккумуляторов (рассчитанных на 16 часов работы), функционирование аппарата прекратится. Правда, до этого он сможет один раз подпрыгнуть над поверхностью Рюгу, чтобы опуститься в другой точке. В то же время «планетопрыги» продолжат перескакивать время от времени с места на место, исследуя астероид. В 2020 году «Хаябуса-2» вернется к Земле и сбросит (посадка всего зонда не предусмотрена конструкцией) на поверхность нашей планеты герметичную капсулу с веществом, собранным на поверхности астероида.

Японцы сбросили на крупный астероид Рюгу два «планетопрыга»

Оба аппарата не имеют колес, поэтому для перемещения по небесному телу они подпрыгивают вверх, на манер кенгуру.

Зонд «Хаябуса-2», принадлежащий Японскому агентству аэрокосмических исследований (Japan Aerospace Exploration Agency, JAXA), впервые в истории человечества добился мягкой посадки искусственных аппаратов на поверхность астероида под названием Рюгу. Туда было сброшено сразу два аппарата с необычной методикой передвижения, напоминающей прыжки кенгуру. Такой нетрадиционный способ перемещения планетоходов обусловлен крайне слабой гравитацией столь малого небесного тела. О происходящем сообщает сайт JAXA, посвященный проекту «Хаябуса-2».

Рюгу — темный околоземный астероид спектрального класса С, вращающийся вокруг Солнца на расстоянии от 144 до 212 миллионов километров. Траектория его вращения пересекается с орбитой как Земли, так и Марса. Как и другие околоземные тела, он представляет большой интерес (в частности, подобные ему астероиды могут быть крайне опасны в случае столкновения с Землей), но при этом ранее его не удавалось изучить с помощью спускаемых аппаратов. Дело в том, что диаметр его чуть менее километра, отчего гравитация в 80 000 раз ниже земной. Поэтому обычные планетоходы — на колесах или гусеницах — не смогли бы там передвигаться.

Чтобы преодолеть эту трудность, на «Хаябусе-2» находилось два уникальных спускаемых аппарата, предназначенных именно для работы в условиях предельно малой гравитации. Они называются ROVER-1A и ROVER-1B соответственно. Каждый весит лишь 1,1 килограмма и имеет диаметр всего в 15 сантиметров. Несмотря на предельно малую массу, они оснащены широкоугольной камерой, стереокамерой и набором термометров. Все это оборудование позволит им детально изучить поверхность астероида на месте и передать данные на базовый аппарат «Хаябуса-2», продолжающий вращаться по орбите вокруг астероида. Аппараты уже успели сделать первый снимок поверхности Рюгу, причем в процессе подпрыгивания.

Фото: Japan Aerospace Exploration Agency

SpaceX доставит первого туриста к Луне на крупнейшей в истории человечества ракете

Компания уже подписала контракт с клиентом.

Частная космическая компания SpaceX, контролируемая Илоном Маском, объявила о подписании контракта на транспортировку туриста к Луне и обратно. Во время полета посадки на сам спутник не состоится. Однако длина маршрута этого путешествия приблизится к миллиону километров — Луна в тысячу раз дальше от Земли, чем МКС. Осуществлять его будут на многоразовой ракете BFR, первые испытания которой начнутся только в конце 2019 года. Об этом сообщается в твиттере компании.

BFR — это строящаяся сейчас в Калифорнии многоразовая ракета грузоподъемностью до 250 тонн полезной нагрузки (при одноразовом использовании, в многоразовом варианте — только 150 тонн). Она примерно вдвое мощнее любой ракеты, когда-либо существовавшей в истории человечества, и поэтому ее достаточно даже для полетов к Марсу, а не только к Луне.

Корабль, который она выведет в космос, будет иметь полезный объем в 825 кубических метров — как МКС, которую собирали долгие годы посредством множества запусков. Первые тестовые «подскоки» BFR (проверка ее способности корректно садиться на хвост) запланированы на конец 2019 года. При этом ее полноценные полеты вряд ли начнутся ранее 2020-х годов. Строящаяся ракета является крупнейшей в мировой истории: ее полный стартовый вес будет 4400 тонн.